УДК 159.99
Навернюк А.Ю.
педагог дополнительного образования, психолог
ГБОУ города Москвы
«Школа № 1811 «Восточное Измайлово»,
руководитель мастерской “Фантазеры”
Статья написана для сборника статей II Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», Россия, Москва, 2018 г.
Аннотация:
Автор данной статьи более 12 лет занимался разработкой настольных игр, конструкторов и головоломок с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста на базе ГБОУ школа № 1811 «Восточное Измайлово» г. Москвы, но в последние 2 года получил также опыт работы в бизнесе по продаже настольных игр, организации и проведению игротек на примере двух магазинов сети “МОСИГРА” в г. Балашиха.
Опыт работы, данные бесед с покупателями, продавцами, разработчиками и производителями, наблюдение за игровым процессом и работой продавцов в магазинах стали основой для написания этой статьи.
Несмотря на кризис, рынок продаж настольных игр в России растет ежегодно на 25–40%. Эти данные приводит маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group, которое в апреле 2017 года завершило исследование рынка настольных игр в России.
По их оценке, если в 2015 году объем рынка настольных игр в России составил около 7,6 млрд руб., в 2016 он вырос до 9,1 млрд руб, а в 2017 году до 10,6 млрд. руб.
И тенденции роста интереса к настольным играм наблюдаются во всем мире.
Если “в 2016 году мировой рынок настольных игр был на уровне $3,2 млрд, то по прогнозам экспертов, к 2021 году он достигнет $8,5 млрд” [1].
Чем же обоснован подобный рост? Факторов, обуславливающих интерес к настольным играм довольно много, но мы остановимся лишь на некоторых из них, наиболее часто упоминаемых покупателями в беседах с продавцами магазинов настольных игр:
- В процессе игры снижается дефицит живого общения между людьми;
- Настольные игры позволяют сделать досуг более разнообразным и интересным, но менее затратным;
- Помогают снять накопившуюся усталость, как физическую, так и эмоциональную, помогают улучшить взаимоотношения в семье;
- Возможно использовать настольные игры в педагогическом и образовательном процессах.
Понимая значимость для людей развития данного рынка товаров и услуг, мы хотели бы более подробно проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются покупатели, продавцы и сами разработчики и производители настольных игр, а также попытаться оценить перспективы решения этих проблем с разных сторон.
Автор данной статьи более 12 лет занимался разработкой настольных игр, конструкторов и головоломок с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста на базе ГБОУ школа № 1811 «Восточное Измайлово» г. Москвы, но в последние 2 года получил также опыт работы в бизнесе по продаже настольных игр, организации и проведению игротек на примере двух магазинов сети “МОСИГРА” в г. Балашиха.
Опыт работы, данные бесед с покупателями, продавцами, разработчиками и производителями, наблюдение за игровым процессом и работой продавцов в магазинах стали основой для написания этой статьи.
Одной из первых проблем, с которой столкнулись наши продавцы — это недостаточное развитие культуры настольных игр в стране.
Увлечение настольными играми захватило нашу страну несколько позже стран Европы и Америки и коснулось в большей степени молодежи, а также населения крупных городов. Многие же люди среднего и старшего возраста, особенно живущие в небольших городах и поселках до сих пор уверены, что в настольные игры играют только маленькие дети, а родители, занимаясь серьезными делами, могут позволить себе исключительно шашки, шахматы, нарды, лото и карты, которые, по их представлениям, не относятся к категории настольных игр. Их познания в области детских настольных игр сводятся к разного рода “бродилкам”, где преимущественное влияние на победу оказывает вероятность, а эталоном настольных игр в этой среде считается “Монополия”, как наиболее известная игра, запущенная еще в разгар Великой депрессии Чарльзом Дэрроу.
И это не удивительно, ведь такими были игры их детства, но мир довольно сильно и быстро меняется, становится сложнее и динамичнее, и игры, которые нравятся современным детям, также становятся гораздо сложнее, разнообразнее, требуют, как и реальная жизнь, большего участия в процессе от игрока, выбора осознанной стратегии, а влияние вероятности на победу становится существенно меньше. Кроме того, стоит отметить, что серьезные изменения коснулись:
- игрового поля, которое в некоторых случаях становится составным, позволяя каждый раз играть в новых условиях, появляются разнообразные новые способы передвижения по игровому полю, а в некоторых случаях игровое поле, наоборот, полностью исчезает;
- Происходит усложнение и появление большого разнообразия новых игровых механик;
- Увеличивается разнообразие сюжетов и игровых жанров;
- Изменяется продолжительность игрового времени, как в сторону увеличения до нескольких часов (сложные стратегии с развернутым сюжетом), так и в сторону его уменьшения (появление филеров — коротких игр с простыми и понятными правилами);
- Появление дополнений к настольным играм, позволяющие продлить удовольствие от любимых игр, делать их сложнее и разнообразнее;
- Возникновение и активное развитие квестов, одноразовых игр, требующих напряжения интеллектуальных и творческих способностей одного человека или группы игроков по решению конкретных задач;
- Развитие дорожных версий игр.
Претерпели серьезные изменения и позиции игроков относительно игрового процесса. Если раньше преобладали игры, в которых каждый играл сам за себя, а в более редких случаях команда на команду, то в настоящее время они стали более разнообразны.
Изучив более 900 различных игр, мы выделили следующие существующие в настоящий момент группы с различной позицией игроков в игре:
- Каждый сам за себя. Это классические игры, известные с глубокой древности, в которых игроки индивидуально соревнуются друг с другом за победу. (“Змеи и лестницы”, “Лото”, различные карточные игры). Среди современных игр также встречаются довольно часто, например, в играх на реакцию, память, в стратегиях и других. (“Монополия”, “Колонизаторы”, “Каркассон” и др.);
- Один на один (частный случай “Каждый сам за себя”). Также встречается среди классических и современных игр. Чаще всего используется в логических и стратегических играх. (Шашки, шахматы, нарды, “Камисадо”, “Пэчворк”, “Звездные империи”, “Улей” и др.);
- Командные игры, в которых одна группа игроков выступает против другой группы. Представлены в старых играх, например, разновидностях карточных игр. В настоящий момент часто используется в играх на объяснение слов разными способами, психологических играх. (“Элиас”, “Крокодил”, “Мафия”, “Муза” и др.);
- Один против всех. Более редкий тип игр, в которых вся команда сражается против одного из игроков, обычно злодея. (“Чужая планета”, “Скотланд-Ярд”, “Нечто”, “Находка для шпиона” и др.);
- Игры с ведущим, у которого своя особая роль. Он может быть участником игры, а может быть сторонним наблюдателем. (“Мистериум”, “Анна-Детективъ. Мистериум”, “D&D”, “Мафия” и др.)
- Кооперативные игры. Все игроки объединяются против самой игры для достижения общей цели. Встречается, как в детских, так и в подростковых и взрослых играх и квестах. (Локализации игр “Peaceable Kingdom”, “Чудопони”, “Андор”, “Ужас Аркхема” , квесты серии “Exit” и др.);
- Все против игры, но каждый сам за себя. У игроков есть общая цель, индивидуальная цель, но возможно наличие “Предателя”. (“Мертвый сезон”, «Тени над Камелотом» и др.);
- Игры с возможной сменой ролей в процессе игры. (“Зомби в доме”, “Нечто”, “Монстр по соседству”).
Данные позиции возникают из комбинации в разных вариантах трех основных способов построения игрового конфликта:
- “Каждый сам за себя”;
- Командные игры;
- Кооперативные игры.
Все эти изменения, которые касаются и внешнего вида, и игровой механики для довольно большой части взросло-родительской аудитории являются слишком резкими и сложными, но преодолеть многие проблемы помогают грамотные продавцы-консультанты, которые не только знают особенности и правила каждой игры, продаваемой в магазине, но и предлагают покупателям самостоятельно опробовать большую часть игр в магазине или на ближайшей игротеке.
Дети же быстро схватывают новые правила и особенности игр, а сложность игры редко кого-то из них пугает. Если ребенок достаточно взрослый, он становится постоянным посетителем магазина, приходя с друзьями в свободное время поиграть, а, если ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, его иногда приводят к нам родители, бабушки и дедушки.
За время работы мы сталкивались с рядом проблемных запросов со стороны родителей, и у нас выработались определенные способы их решения, которыми я хотела бы поделиться с вами.
Как это не обидно, но чаще всего от родителей звучит запрос:
“Хочу, чтобы ребенок играл один!”.
Аргументы родителей | Возможные пути решения | Где решается? |
Не умею играть с ребенком | Совместная игра с обученным продавцом-консультантом | На игротеках, в специализированных магазинах настольных игр, клубах настольных игр |
Скучно играть в детские игры | Кооперативные игры, подбор сюжетов, интересных и детям, и взрослым (игры “один против всех”) | Локализации игр “Peaceable Kingdom” , “Запретный остров”, “Запретная пустыня” (“Стиль жизни”) |
Недостаточно времени | Использование коротких, простых, но увлекательных настольных игр | “7 на 9” (“Магеллан”), “Турбосчет”, “Читай-хватай” (“Банда умников”), Доббль (“Asmodee”) |
Трудно “соревноваться” с ребенком, не люблю поддаваться | Игры с разными стартовыми условиями или фантами. Игры “один против всех” или соревнование нескольких разновозрастных команд | “Убонго”, “Ответь за 5 секунд. Детская”, “День вождей” (“Магеллан”), “Базинга” (“Cosmodrome Games”)“Чужая планета” (“Gaga games”)“Эти дети” (“Магеллан”) |
Не считаю необходимым и не хочу! | Игры на 1 игрока. Собрать компанию для игры своему ребенку дома. Отводить ребенка на игротеку или в клуб | Игры-головоломки “Bondibon”, “Не раскачивай лодку!”, “Шакал: Архипелаг”, “Нейрошима” (“Магеллан”), ”Королевские товары” (“Gaga games”),“Время подземелий“ (Эврикус”) |
Запрос “Хотим играть всей нашей семьей!”(разновозрастные дети)
Аргументы родителей | Возможные пути решения | Где решается? |
Существенная разница в возрасте между детьми, младший ребенок 3-5 лет, старший 8+ | Игры на вероятность, реакцию, некоторые балансиры, не требующие специальных навыков и знаний. Командные и кооперативные игры, несложные квестики, “Бродилки” | “Не спугни пингвина” (“Магеллан”),“Башня” (любые ее разновидности), “Свинтус” (“Hobby Games”) Квестики от “Банды умников”, локализации игр “Peaceable Kingdom” |
Младшему 5-6 лет, старшему 8+ | Игры с разными стартовыми условиями или фантами; | “Убонго”, “Ответь за 5 секунд. Детская”, “День вождей” (“Магеллан”), “Базинга” (“Cosmodrome Games”) |
Запрос “Это игра слишком сложная для меня!”
Причины | Возможные пути решения | Где решается? |
Дети хотят игры с более сложной механикой, родители стараются выбрать попроще, боятся не разобраться | Обучающая совместная игра с продавцом-консультантом, кооперативные игры, позволяющие совещаться. | На игротеках, в специализированных магазинах настольных игр.Просмотр видеообзоров, Let’s play игр. |
Более активная ведущая роль ребенка, подчиняющаяся роль родителя | Кооперативные игры, квесты серии “Exit” (“Звезда”). | |
Подбор игр с простой механикой, но высокой вариативностью выбора стратегии | “Колонизаторы”, “Каркассон” (“Hobbygames”), “Шакал: Остров Сокровищ“ (“Магеллан”), “Картахена” (“GaGaGames”), |
Запрос “Хочу такую игру, чтобы ребенок играл и не расстраивался”
Причины | Возможные пути решения | Где решается? |
Ребенок чувствует себя неуверенно, не умеет проигрывать | Кооперативные игры | Локализации игр “Peaceable Kingdom” (“Магеллан”), “Время подземелий“ (Эврикус”), “Запретный остров”, “Коварный лис” (“Стиль жизни”) |
Командные игры | Элиас (“Tactic”), “Шакал: Архипелаг”, “Крокодил” (“Магеллан”) |
Запрос “Хочу оторвать ребенка от компьютера”
Причины | Возможные пути решения | Где решается? |
Ребенку не хватает внимания со стороны родителей, недостаточная совместная деятельность | Любые совместные игры, которые нравятся и детям, и взрослым. Возможно, игры из любимых жанров компьютерных игр, которые обрели “плоть” в виде настольных игр | Любые игры от двух и более человек.“Стальная арена”, “Миры Ктулху” (“Гага”), “Звездные империи” (“Hobby Games”), “Кворриорс” (“Звезда”), “Нейрошима” (“Магеллан”) |
Не хватает общения со сверстниками, не получается строить отношения | Совместная игра с обученным продавцом-консультантом или сверстниками. | На игротеках, в специализированных магазинах настольных игр, клубах настольных игр. |
Запрос “Эта игра слишком дорогая (дешевая)!”
Причины | Возможные пути решения | Где решается? |
Вопрос соотношения цена-качество | Наличие в магазине аналогов, относящихся к разной ценовой категории | Игры, произведенные компаниями “Ravensburger” — “Selfie Media”, “Фортуна” |
Запрос “Хочу, чтобы ребенок поиграл в игру и всему научился!”
Причины | Возможные пути решения | Где решается? |
Игровое обучение позволяет легко и с удовольствием осваивать сложный материал | Поиск игр образовательной тематики | “Банда умников”, “Bondibon”, “7 на 9” и “7 на 9 multi” (“Магеллан”),“Это факт!” (“GaGaGames”), ”Сундучки знаний” (“Интерхит”), “Ребус”, “Двойкам — нет!” |
Продавцы в магазине не пытаются решать психологические проблемы посетителей, а стараются максимально помочь покупателям подобрать те настольные игры, которые будут лучше соответствовать их запросам.
В тоже время хотелось бы обратить внимание разработчиков и производителей на ряд проблем, не решенных в должной мере в настоящий момент:
- Недостаточное количество игр российских разработчиков. Большая часть ассортимента магазинов настольных игр составляют локализации игр иностранных разработчиков, в то время, как покупатели регулярно спрашивают игры, не только произведенные в нашей стране, но и придуманные российскими авторами и по российской тематике;
- Недостаточно игр для детей младшего возраста и дошкольников на развитие эмоционального интеллекта. Для детей от 4 лет существует чудесная игра “Рожик Off/On”, но маленьким детям тяжело держать много карточек в руках. Для более старших ребят существуют ”Компас эмоций” (проект “Монсики”), “Эмпатио” (“Эврикус”), “Эмоциональный интеллект EQ”, но запрос на подобные игры гораздо шире;
- Недостаточно игр для развития сенсорики. Рынок пердставляют тактильные лото, игры с запахами и вкусом “Djeco”, “Sentosphere”, “Ravensburger”, еще несколько игр готовятся к выпуску, но их мало. Тактильные игры встречаются гораздо чаще, чем игры на развитие других органов чувств;
- Покупатели часто недооценивают хорошие, но более сложные игры на развитие памяти, такие как “Алхимик из Гластонбери”, “Время подземелий”, “Шапка-невидимка”, при этом хорошо продается “Остров обезьян”, разнообразные версии ”Мемо” и аналогов;
- Стоит более тщательно подбирать и тестировать предполагаемый возраст игроков. Периодически продавцы сталкиваются с несоответствием указанному на коробке возрасту, при чем в обе стороны: в некоторых случаях возраст довольно сильно занижается, и дети указанного возраста массово не справляются с конкретными правилами и условиями, оказывающимися для них слишком сложными, хотя отдельные индивиды вполне справляются с ними, но бывают и обратные случаи, когда указанный возраст существенно выше реального интереса детей к данной игре. Это может касаться оформления игры под иную возрастную категорию (“Скажите сыр”), сложности ее для большинства детей данного указанного возраста (“Имаджинариум. Детство”, “Друг-утюг”, “Эллиас для детей”), перегруженности механики (“Гонки няшек”), а иногда больший возраст производители ставят на коробку по цензурным соображениям из-за присутствия в сюжете игры неоднозначных персонажей или их действий, которые могут быть неоднозначно оценены родителями (“Зомби в доме”, “Шакал. Остров Сокровищ”). Встречаются производители, которые ставят возрастные рамки и вовсе по непонятным критериям, в то время, как тематика игры, ее сюжет, механика и оформление должны соответствовать указанному возрасту;
- Квесты — идеальны с точки зрения разработчиков, магазинов и увлеченных головоломками людей, но немного пугают часть посетителей тем, что это “одноразовые” игры. Проблема может быть решена при снижении цены на данные игры (как у компании “Звезда” в серии “Exit” или квестики “Банды умников”) или возможности многократного ее использования разными людьми, например, при организации аренды игр, поэтому стоит учитывать дополнительные расходные материалы или возможность их приобретения магазинами и клубами, особенно для дорогих версий;
- Разработчикам стоит учитывать возможность многовариативности и многоуровневости правил, особенно для детских и образовательных игр (как у “Банды умников” или головоломок “Bondibon”) Дети достаточно быстро растут, поэтому родители предпочитают приобретать игры, позволяющие пользоваться ими и получать удовольствие от любимых игр, которые будут “расти” и усложняться вместе с ребенком;
- Производителям стоит учитывать различное отношение к головоломкам коллекционным и головоломкам для детей. Множество усложняющихся заданий у головоломок, особенно важны для дошкольников и младших школьников, так как они позволяют ребенку научиться их решать постепенно, начиная от простых и доступных заданий, в то время, как для уже выросших любителей головоломок становятся интересны головоломки коллекционные, позволяющие находить одно единственно верное решение;
- Очень часто покупатели просят для детей дошкольного возраста игры без карточек, объясняя, что они менее интересны ребенку, чем игры, содержащие миниатюры, фигурки персонажей и разнообразные предметы, являющиеся частью игры. Нестандартные объемные игровые поля (“Кот Макс” или «Кошки мышки. Сырная охота», “Не раскачивай лодку!”, “Не спугни пингвина!” и др.) также привлекают внимание и детей-дошкольников, и их родителей. Это не значит, что игры с карточками не нужны, но палитру объемных игр с конкретными игрушками стоит увеличить;
- Очень важно, чтобы игры были представлены в разных ценовых категориях, но все же стоит более тщательно продумывать прочную и качественную упаковку для игр, наличие достаточного количества пакетиков и органайзеров, в которые удобно убирать все элементы игры и головоломки. Очень приятно, когда компании заботятся об этом. Возможно, стоит отдельно продавать некоторые элементы, позволяющие организовать пространство в коробке, мешочки или маленькие коробочки для использования игры в дороге, но позволяющие покупателям делать осознанный выбор между более дорогим и качественным оснащением игры или более дешевым и доступным вариантом;
- В играх всегда есть небольшие детали, которые могут в процессе эксплуатации теряться или портиться. Хотелось бы предусмотреть возможность докупать не только фишки, кубики и песочные часы, но и утраченные или поврежденные уникальные элементы. В настоящее время некоторые производители игр стали об этом задумываться, но, к сожалению, далеко не все.
- Иногда к нам обращаются люди, которые очень хотели бы найти и познакомить ребенка с настольными играми, в которые они играли в детстве, но, как правило, эти игры оказываются давно забытыми и снятыми с производства. Есть компании, которые издают легендарные игры прошлого, например “Нескучные игры”, но таких мало. Было бы здорово создать некую общую базу данных со старыми настольными играми, которые можно было бы распечатать самостоятельно для индивидуального пользования, не нарушая, естественно, авторские права их разработчиков. Отдельные попытки сбора данных о настольных играх в Интернете нам попадались, но там чаще всего можно встретить игры, которые производятся в настоящий момент и были украдены у разработчиков и производителей.
Мы постоянно наблюдаем в магазинах или на игротеках за тем, в какие игры предпочитают играть дети и подростки разного возраста, и эти предпочтения нередко выходят за рамки ожидаемых и предполагаемых вариантов ответа.
Так подростки и молодые люди, которые приходят в магазин поиграть после школы или колледжа без стеснения довольно часто выбирают простые игры, предназначенные для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они знают, что это игры для малышей, но они им нравятся и доставляют удовольствие.
Дети любят решать и сложные задачи, хотя взрослые часто недооценивают их стремление к развитию. Те же самые подростки в другое время могут с увлечением в течение нескольких часов подряд решать довольно сложные головоломки, которые разрабатывают и производят Владимир Иванович Красноухов и Ирина Александровна Новичкова (“Планета головоломок”) или головоломки “Bondibon”, а иногда выбирают интеллектуальные и логические игры. Если часть этих детей и в школе числятся благополучными учениками, то, узнав про других, их школьные учителя сильно бы удивились, застав своих учеников за столь сложной интеллектаульной деятельностью, которая, при этом, явно доставляет им большое удовольствие, так как дети и подростки возвращаются к ней регулярно.
Сложные игры и головоломки, требующие интеллектуальных усилий, при грамотной подаче не отталкивают ни детскую, ни подростковую, ни взрослую аудиторию, достаточно начинать с посильных заданий, постепенно увеличивая их сложность и уверенность в себе игроков. Радость преодоления становиться их наградой.
Отношение же родителей к этому бывает неоднозначно: часть из них склонна переоценивать возможности своего ребенка, что проявляется в том, что они вопреки рекомендациям покупают ребенку игры, расчитанные на существенно больший возраст, отбивая, в конечном итоге, желание самостоятельно учиться и порождая кучу комплексов у ребенка, а часть предпочитает занижать возможности детей, “упрощая им жизнь” по их собственным словам. Так иногда для двухлеток покупают головоломки “Bondibon”, расчитанные на 5-6 лет (речь идет о первых по простоте заданиях, которые набирают сложность с каждым шагом) или же для 9-летнего ребенка покупается игра, предназначенная для 3-летнего малыша.
Еще одна проблема, с которой необходимо работать, состоит в том, что родители любят отождествлять образовательные игры со школой и, либо не хотят нагружать ребенка “излишним” обучением, либо, наоборот, хотят превратить образовательные игры в дидактические, уменьшая до минимума игровой компонент.
Мы обратили внимание на то, что необходимо вести просветительскую деятельность и объяснять, чем развитие мышления ребенка отличается от грубого натаскивания, так как большой процент родителей не видит разницы между ними. И лишь небольшой их процент понимает различия между логикой и эрудицией, предпочитая первое.
Забавно, что по статистике наших продаж получается, что для детей родители чаще приобретают образовательные и интеллектуальные игры, а для себя чисто развлекательные.
Хочется отметить еще несколько наблюдений, сделанных нами в процессе работы:
- Родители очень не любят игры с пластилином. Этот необходимый для развития ребенка материал пугает их тем, что может испачкать квартиру. Опираясь на личный опыт работы с детьми в школе, хочу отметить, что встречается довольно много детей, которые впервые знакомятся с пластилином лишь в возрасте 7-8 лет;
- При выборе игры родители часто ориентируются на традиционные гендерные предпочтения, игнорируя просьбы ребенка;
- Умение блефовать очень пугает многих родителей в отношении ребенка (“Я не буду учить ребенка врать!”), но охотно приветствуется ими же во взрослых играх;
- Агрессивная тематика традиционно привлекает ребенка, но пугает часть родителей, которые хотят растить детей в безопасных и стерильных условиях (“Зомби в доме”, “Вудумания”, “Кошмариум”, “Миры ктулху”, “Ужас Аркхэма”, “Мертвый сезон”);
- Отличное знание ассортимента продавцами вызывает восторг покупателей.
Весь этот ряд перечисленных проблем, перспектив и наблюдений требует пристального внимания не только тех, кто непосредственно связан с разработкой, производством и продажей настольных игр, но также педагогов и психологов, работающих с детьми и их родителями, потому что ряд проблем можно решить только сообща.
Со своей стороны мы будем продолжать работать с покупателями, проводить игротеки, предоставлять всем желающим возможность “застрять” в магазине, который является, в некотором роде, магазином-клубом. Мы уже видим ряд положительных изменений, которые произошли за два года нашей работы и надеемся на дальнейшее развитие.
Список литературы:
- Анализ рынка настольных игр в России. Резюме [электронный ресурс] — Режим доступа: http://drgroup.ru/463-analiz-rinka-nastolnix-igr-v-rossii — Дата обращения: 15.05.2018.
- Андреев Е.А. Формирование и уровень развития гик-культуры настольных игр в России // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 115-121
- Абдульманов С., Кибкало Д., Борисов Д: Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения — М,: Манн, Иванов и Фербер, 2017
- Громова Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11111/ — Дата обращения: 16.05.2018.
- Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 29–38.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992
Здесь Вы можете посмотреть презентацию к выступлению на конференции: