Автор курса: Ася Штейн
Объём курса: Годичный курс
Начало курса: 11.09.2021
Возраст учеников: 11-13 лет
Занятия по субботам 14-20 МСК
Стоимость 1 занятия: 800 рублей.
Оплата ежемесячно за 4 занятия вперед
О курсе
Отличительная черта этого курса – разговор о мифе с семиотической точки зрения, как о языке описания мира. Мы изучаем структурные элементы этого языка, мифологические мотивы, или мифологемы, знакомимся с основными свойствами мифологического мышления, говорим о связи мифа и ритуала, об обрядах перехода (смерть-возрождение, инициация, царская обрядность), следим за развитием мифа с древнейших времен до зрелых цивилизаций, читаем и анализируем аутентичные мифологические тексты разных стран и народов.
Темы занятий
1 Что такое миф? Основные свойства мифологического мышления
Миф — это наивное объяснение явлений природы? Красивая сказка? Часть древнего ритуала? Или что-то большее? Кто и зачем сочинял мифы? Какими особенностями отличается мышление человека. живущего в мире мифов?
2. Древнейшие верования человечества
Принято считать, что умение создавать мифы — одно из важнейших свойств, отличающих человека от его ближайших родственников. А вот когда это произошло? Как ученые могут определить, когда у наших далеких предков появились мифологические представления? Во что верили эти люди?..
3. Древнейшие божества человечества
Мы привыкли к античным богам, которые выглядели и вели себя совсем как люди, разве что были бессмертными и всемогущими. Но божества древнейшего человечества были совсем иными. Какими же?..
4 Великая богиня – древнейшее божество человечества
На стоянках древнейших людей по всему миру археологи находят загадочные женские статуэтки, поразительно похожие друг на друга. Ученые предполагают, что это — изображения могущественной Великой Богини, которой были подвластны и люди, и звери, и духи. Кто она?..
5. Шаманы и шаманизм
Мир архаического человека населяют духи: интеллектуальные сущности объектов материального мира. Вступая в контакт с духами, как верит древний человек, можно воздействовать на материальный мир. Но это под силу не каждому. Нужны особые люди, шаманы, которые есть в любом архаическом племени. Кто может стать шаманом? Приятно ли это? Престижное ли это занятие? Через какие испытания приходится пройти человеку, чтобы стать шаманом?
6. Мифологическое пространство и время
Представления архаиеского человека о пространстве и времени существенно отдичаются от наших. Время течет линейно или, может быть, движется по кругу? Сколько вообще существует миров? Кто охраняет их границы? Как из одного мира перебраться в другой? Может, по стволу волшебного дерева? Или верхом на шаманском бубне?
7. Космогонические мифы
Казалось бы все просто: в начале времен духи (или боги) сотворили мир. Но, оказывается, есть масса способов творения. Каких — будем разбираться. а заодно выясним, почему мир со временм портится и как его можно вернуть в первоначальное правильное состояние.
8. Антропогонические мифы
Конечно же, финальным этапом творения в любой мифологии является создание человека, Но боги вовсе не обязательно планировали появление человека и далеко не всегда люди с первого раза получились удачными. Иногда приходилось переделывать по несколько раз.
9. Мифы о культурных героях
Новорожденное человечество нужно учить уму-разуму: и огонь разводить, и жертвы богам приносить, и друг друга не поубивать ненароком. Всему этому людей учат культурные герои. Иногда люди учатся с благодарностью, но, случается, не очень-то и слушаются полезных советов. Кончается это, как правило, плохо.
10. Мифы о трикстерах
А вот трикстеры, не только никому не помогают, но наоборот, только всем мешают: и другим богам, и людям. Озорные, скандальные, дерзкие, нахальные… Зачем они вообще нужны в мифе? Оказывается, очень даже нужны!
11. Карнавал как элемент календарной обрядности
А где трикстеры — там и карнавал, когда все в мире идет кувырком и летит вверх тормашками. Настоящий хаос! Но без хаоса, оказывается, невозможно возродить космос…
12. Мифологические представления о смерти и загробном мире
Древнейшие известные нам обряды — погребальные. Вероятно, стремление постичь тайну смерти и привело древнейшее человечество к появлению мифологии. Что там — на другом берегу волшебной реки? Как туда попасть? Что взять с собой, чтобы обеспечить себе достойную загробную жизнь? Можно ли оттуда выбраться? Или это Страна без Возврата?
13. Инициации и другие ритуалы перехода
Любое изменение социального статуса в архаическом обществе — это временная смерть и новое рождение. Юноше и девушке, чтобы стать взрослыми, нужно пройти сложные испытания, а порой и вступить в поединок с самой Смертью
14. Неолитическая революция и мифологическое мышление
Пока люди живут среди природы и берут то, что она сама им дает, они мыслят себя частью окружающего их мира. Но как только человек начинает возделывать землю и разводить животных, его отношения с природой и населяющими ее духами стремительно меняются, а следом меняется мифология и мышление. Как и почему? Разберемся.
15. Умирающие и воскресающие божества аграрного общества
Зерно падает в почву, чтобы вырасти вновь, превратиться в колос, муку, тесто, хлеб. Или — в хмельной и веселый пеняшийся напиток. А затем все повторится вновь: зерно, росток, колос… Кто же новые боги этого аграрного мира?
16. Царь и царская обрядность
Царь — в древнем обществе — это вовсе не самый главный начальник, который только тем и занят, что сидит на троне и всем раздает приказания. Царь — это не много, не мало, гарант магической безопасности мироздания и одновременно — воплощение умирающего и воскресающего бога растительности. Очень сложно? Попробуем разобраться!
Оплатить курс можно здесь: https://vagantes.net/courses/59?fbclid=IwAR1SLhzwbniSlTNj-p-V3A-jIhohdWYtnxHzac0wFd72Mdhttps://vagantes.net/courses/59?fbclid=IwAR1SLhzwbniSlTNj-p-V3A-jIhohdWYtnxHzac0wFd72MdBdbO6ztZra80IBdbO6ztZra80I