Что такое графический диктант?
Графический диктант – это рисование по клеточкам. Одновременно и обучение, и развлечение.
Для проведения графического диктанта необходимо как минимум 2 человека: ведущий (тот, кто диктует) и игрок или игроки (те, кто выполняет диктант). Игроков может быть любое количество.
Клетки позволяют подробно ориентироваться в пространстве листа. Каждая клетка – это шаг, оставляющий след карандаша. Ведущий определяет количество шагов и направление этих шагов. Очень важно, чтобы в конце диктанта получился законченный рисунок. Это и цель, и сюрприз-подарок для ребенка, и проверка на правильность выполнения задания.
Какая польза от выполнения графических диктантов?
В процессе работы над графическими диктантами у детей развиваются:
- произвольное внимание;
- слуховое восприятие (умение действовать по словесным инструкциям – важное умение для будущего первоклассника);
- воображение;
- пространственное мышление (ориентация в пространстве, ориентация на листе бумаги);
- графомоторные навыки (необходимы для успешного письма);
- а так же автоматизируется счёт.
Кроме того, ребёнок получает удовольствие от интересного занятия, с которым каждый раз справляется всё лучше и лучше!
Особенно актуальны подобные диктанты при подготовке ребенка к школе, а начинать их использовать можно с 4-5 лет, используя наиболее простые задания.
Рекомендации к проведению графических диктантов:
- Можно самостоятельно придумывать самые разные картинки, а можно на страницах интернета найти подходящие задания разного уровня сложности;
- Главное, чтобы задания приносили ребенку радость!
- Перед каждым диктантом, чтобы начать работу, нам необходимо убедиться, что ребенок помнит, какая рука у него правая, а какая левая, проверять, что он правильно понимает, где правый и левый края листа бумаги, верх и низ, а, в более сложных диктантах, и что такое диагональ;
- Повторить с ребёнком счёт до 10 (при необходимости);
- Для детей 4-5 лет лучше использовать листки в крупную клетку, для ребят постарше – в обычную клетку;
- Важно – не забыть отметить точку, с которой начинается диктант, чтобы правильно расположить картинку на листе;
- Первые рисунки выполнять вместе с ребёнком (сначала на одном листке; потом каждый на своём листке, с возможностью «подсмотреть», свериться; затем – ребёнок выполняет самостоятельно, взрослый только диктует);
- Сначала использовать простые задания, постепенно их усложняя;
- Для выполнения диктантов использовать простой карандаш – это позволит стереть ластиком ненужную линию, если ребёнок ошибся;
- Не превышать длительность игры (20-30 минут, а для 4-5 леток 10-15 минут);
- Можно завести отдельную тетрадь для графических диктантов – ребёнку интересно будет просматривать свои графические рисунки. Возможно, это станет импульсом для создания новых графических изображений самим ребёнком;
- Не торопите ребёнка! Главное здесь не скорость, а правильное выполнение инструкции. Со временем скорость выполнения диктантов увеличивается;
- Хвалите ребёнка за хорошо выполненную работу (без ошибок / меньше ошибок, ровные линии / ровнее, быстро / быстрее и т.д.);
- Не ругайте за ошибки, исправляйте их с помощью ластика!
Есть ли вариации графических диктантов?
Да, такие вариации есть. Но их лучше использовать после того, как ребёнок натренируется в классическом варианте графического диктанта. Возможные вариации:
- Симметричный графический диктант: взрослый диктует только первую половину рисунка, а ребёнок заканчивает рисунок по клеточкам в зеркальной симметрии без диктовки. Для таких диктантов хороши изображения бабочек, домиков, пауков…
- Позволить ребёнку быть ведущим и диктовать графические диктанты Вам. Графические диктанты взрослым рекомендую выполнять левой рукой – для правшей и правой – для левшей. Это будет являться отличным способом для установления новых нейронных и межполушарных связей головного мозга, тренировкой внимания, а, значит, будет являться отличным средством для профилактики болезни Альцгеймера.
- Копировать на листке рисунки с закрашенными клеточками. Это похоже на «пиксельные» рисунки, которыми увлекаются современные школьники – предложите старшим братьям и сёстрам этот усложнённый вариант.
- Придумывать и рисовать рисунки по клеточкам самим.
- Можно писать цифры и буквы по клеточкам.
Ниже представлены некоторые варианты таких диктантов.
Источник: https://detsad-karusel.ru/graphic-dictation/
Другие мастер-классы из этой серии: