Автор: Фрида Семёновна Юганова,
учитель русского языка и литературы,
тьютор ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»

Многим учащимся и родителям нашего Центра, очевидно, известно, что классы 5-а и 5-б изучают литературу не в обычном классно-урочном формате, а на образовательных сессиях, которые, уж конечно, знакомы большинству обитателей Центра образования «Измайлово». Различия, однако, в том, что работа по теме не заканчивается после образовательной сессии: каждый из учеников готовит межсессионную работу по самостоятельно выбранной теме и получает за неё обычную школьную оценку. Такие работы пятиклассники выполняли после первой образовательной сессии «Особенности структуры волшебной сказки». И вот оказалось, что тема вызвала такой недетский отклик пятиклассников, что многие работы стали достойны не только зачётной оценки, но и того, чтобы показать их культурному сообществу пятиклассников, их игротехникам-консультантам, учителям и родителям.

По этому случаю 7 декабря 2013 года все мы собрались в актовом зале нашего Центра для того, чтобы впервые провести презентацию межсессионных работ в формате двух классов. Нашими очевидными целями были следующие:

  • представить работы, которые могут являться не только весьма содержательными в раскрытии темы, но и показательными по исполнению;
  • попробовать свои силы в публичном представлении результатов работы;
  • познакомить не только пятиклассников, но и родительскую аудиторию с результатами детских работ, выполняющихся в формате образовательных сессий и межсессионном пространстве;
  • и, конечно, вместе порадоваться хорошим результатам, поиграть в различные тематические игры и получить заслуженные награды и призы.

И всё это у нас вполне получилось. Большое впечатление произвело разнообразие представленных работ, и тематическое, и жанровое. Тут были не только самостоятельно сочиненные и ярко проиллюстрированные волшебные сказки, но и их анализ — с использованием схематизации и теоретических знаний, полученных на сессии. Очень интересными оказались исследования по сопоставлению сказок разных народов, образов волшебных предметов и волшебных помощников. А изобилие волшебных кроссвордов показало тщательную работу их авторов — как в подборе материала, так и в оформлении. И оказалось, кстати, что их не так-то просто с ходу разгадать. Всем, кто представлял свои работы, мы очень благодарны. И отметим те из них, которые произвели особенное впечатление:

  • Софья Котухова. Сказка «Драконья дочь». Софья не только сочинила сказку и сделала к ней отличную презентацию, но и очень артистично представила и рассказала её.
  • Лидия Огурцова. Сказка «Подлости Водяного». Авторские иллюстрации. Схематизация сказки. Сравнение с инвариантом волшебной народной сказки. Сказка получилась не только интересная, но и смешная, а авторские иллюстрации оказались очень оригинальными.
  • Иван Шаппо. Сравнение русской народной сказки «Колобок», американской народной сказки «TheGingerbreadMan» («Имбирный человечек») и английской сказки «Johnny-Cake» («Джонни-пончик»). Очень точная, местами остроумная и отлично, в части презентации, сделанная работа. 
  • Александр Чистяков. Значение и происхождение образа яблока в волшебной сказке. Александр сделал объёмное и глубокое исследование. А кроме того, порадовал аудиторию исполнением сочиненной и проиллюстрированной им небылицы.
  • Валерия Харебова и Варвара Акишина. Образ Бабы-Яги в русской волшебной сказке. В этой работе впечатляет и выбор материала, и подбор аргументов, и совершенно взрослое использование научных сведений.
  • Анна Кузьмина. Сопоставление арабской сказки «Злой волшебник» и русской сказки «Василиса прекрасная и морской царь». Схематизация. Сравнение с инвариантом. Анна очень вдумчиво и тщательно исследует выбранный ею материал и весьма грамотно применяет средства анализа.
  • Очень интересную работу сделал Иван Черных: Сравнительный анализ народной сказки «Егле – королева ужей» и авторской сказки Л.Н. Толстого «Уж». Он не смог показать её на презентации. Но на сайте вы можете с ней ознакомиться.

Мы, конечно, очень ждали, что группа под руководством А. Ю. Навернюк к всеобщей презентации успеет закончить мультфильм «Инвариант или путеводитель по волшебным сказкам для «чайников»».

К сожалению, не успели. Но он, в конце концов, получился. И притом замечательным и забавным. Все желающие могут ознакомиться с ним на сайте.

А мы ждем следующих межсессионных работ, интересных исследований и ярких впечатлений.

В заключение хочется поблагодарить Дашу Анохину, Полину Малишевскую, Настю Мордасову, Сашу Лысогорскую и Гошу Мозгового, которые придумали игры, конкурсы и викторины и развлекали нас, чтобы мы отдохнули от тяжёлой, но уже столь привычной умственной деятельности. 

Источник: http://1811.ru/instles/page313


Более подробно о  «Преподавании литературы в формате Образовательных сессий», автор Фрида Юганова

https://worldtutors.ru/prepodavanie-literatury-v-formate-obrazovatelnyx-sessij-frida-yuganova-st.html

Некоторое время назад мы начали публикацию детских проектов, посвященных изучению особенностей структуры волшебной сказки. Мы обещаем продолжить публикации, а с теми, что уже выложены на сайте, Вы можете познакомиться здесь: