Автор: Туркина Галина Федоровна,  ГОУ ЦО «Технологии обучения. Школа дистанционной поддержки образования детей с ограниченными возможностями по здоровью», г. Москва, учитель физики, руководитель детского научно-познавательного клуба «Маленькие находчивые из i-Школы»

«Наука должна быть веселая,
увлекательная и простая»  
П. Л. Капица 

Ниже приведен фрагмент занятий «Физика на воздушных шариках»

Воздушные шарики – бесценный подручный материал для наблюдения физических явлений и постановки различных физических экспериментов. Опыты с ними яркие, наглядные, простые в исполнении, легко повторяемые, не несут существенных материальных затрат.

Испытание воздушного шарика на прочность

Попробуйте иголкой проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул с шумом.  

Подсказка: Это можно сделать тремя способами!

  1. с боков, где резина сильно растянута, приклеить кусочек скотча и проколоть шарик в этом месте – такой трюк проделывают клоуны в цирке; 
  2. там, где резина наиболее толстая, т.е. «на макушке»; 
  3. там, где резина не натянута – где нитка. 

Примечание: Отверстие от иголки настолько маленькое, что шарик сдувается незаметно. После удачных экспериментов проколите шарик насквозь спицей или острой деревянной палочкой. 

Изучаем давление

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Опыты_от_Галины_Фёдоровны_2b.jpg
Опыт «Шарик-йог»

Мы настолько привыкли к тому, что надутый шарик, попав на остриё, с шумом лопается, что шарик на гвоздях под тяжестью груза воспринимается нами как сверхъестественное явление. Тем не менее, это факт…

Вам понадобится: аппликатор (Кузнецова, Ляпко) или доска с равномерно набитыми гвоздями (через каждый сантиметр).

  1. Надуваем воздушный шарик и кладем его на острия аппликатора Кузнецова.
  2. Осторожно сверху надавливаем на шарик.  Увеличиваем нажим. Хватит ли у вас сил, чтобы он лопнул?

Наблюдение:  Самое удивительное, что шарик, лежащий на остриях, только сплющивается под нажимом, но не лопается!

Объяснение:  Из-­за большого количества острых концов, с которыми соприкасается шарик, давление на оболочку шарика оказывается незначительным, допустимым для тонкой резины.  Воздушный шарик на гвоздях выдерживает  60 Н (груз массой 6 кг)!

Опыт «Воздушный парадокс»

Если соединить два воздушных шарика, надутых до разных размеров, трубочкой, то воздух будет перетекать из одного в другой. Из какого шарика в какой? 

Этот опыт ставит многих в тупик.

Понадобятся два одинаковых воздушных шарика, трубочка длиной 10–30 см и диаметром 15–20 мм (на неё должен туго надеваться шарик).

  • Несильно и неодинаково надуваем шарики.
  • Натягиваем шарики на противоположные концы трубки. Чтобы шарики при этом не сдувались, перекручиваем их горловины. 
  • Раскручиваем горловины  – шарики свободно сообщаются между собой через трубку.

Наблюдение:  Воздух перетекает из одного шарика в другой.

Но …  маленький шарик надувает большой!

Объяснение:  Многие считают, что раз масса воздуха больше в шарике большего размера, то этот шарик будет сдуваться и надувать маленький шарик. Но такое рассуждение ошибочно. Причина наблюдаемого явления в давлении внутри шарика. Давление газа зависит от кривизны поверхности, т.е. от радиуса сферы: чем меньше радиус, тем больше давление. (Вспомним сообщающиеся сосуды – вода перетекает не из того сосуда, где меньше воды, а из того, где давление больше.) Кроме того, все знают, как трудно начинать надувать шарик, но когда «мёртвая» точка преодолена, дальше он надувается легко. Следовательно, и упругость резины играет немаловажную роль. 

Примечание:  Можно наблюдать и такой результат: маленький шарик «не хочет» сдуваться и надувать большой. По-­видимому, в этом случае упругость резины играет ведущую роль. 

Опыт «Воздушный поцелуй»

Один из основных законов гидро­- и аэродинамики – закон Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нём давление. 

  • Надуваем два воздушных шарика до одинакового размера и привязываем к каждому нитку длиной около метра. 
  • Берём шарики за нитки правой и левой рукой так, чтобы они  висели на одном уровне на некотором расстоянии друг от друга. 
  • Не касаясь шариков руками, попробуйте соединить их. 

Подсказка: Решение предельно простое, но не очевидное – подуйте между шариками сверху, снизу или сбоку – значения не имеет. 

Объяснение: Из закона Бернулли следует, что давление в струе воздуха ниже, чем атмосферное. Сила атмосферного давления с боков сблизит шарики.

Изучаем газовые законы

  1. Закон Бойля-Мариотта

Газовый закон, независимо открытый английским ученым Бойлем и французским ученым Мариоттом: при неизменной массе и температуре давление газа обратно пропорционально его объему.

Опыт “Модель работы легких» 

Как дышит человек?

Диафрагма опускается – вдох, поднимается – выдох. Сделаем модель лёгких и посмотрим на её работу глазами физика. 

  • Отрезаем дно пластиковой бутылки.
  • Помещаем воздушный шарик внутрь бутылки и натягиваем его на горлышко.
  • Отрезанную часть бутылки затягиваем плёнкой от другого воздушного шарика (разрезаем его ножницами) и закрепляем скотчем. 

Оттягиваем плёнку – шарик надувается, надавливаем на плёнку – шарик сдувается. 

Объяснение: В нашем опыте объём воздуха внутри бутылки оказывается изолированным. При оттягивании плёнки этот объём увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного. Шарик внутри бутылки надувается воздухом атмосферы. При надавливании на плёнку объём воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сдувается. Так же работают и наши лёгкие. Резиновая пленка имитирует диафрагму, воздушный шарик – лёгкие. Резиновая пленка-диафрагма опускается (оттягивается) – вдох, поднимается – выдох.

Опыт «Шарик в бутылке»

Возможно ли надуть воздушный шарик, натянутый на горлышко бутылки даже если она двухлитровая?

  • Помещаем шарик внутрь бутылки и натягиваем его на горловину.
  • Пробуем надуть шарик.

Наблюдение: Надуть шарик в бутылке, практически, невозможно!

Объяснение: При увеличении объёма шарика воздух, объём которого в бутылке изолирован, сжимается, давление увеличивается. Только человек с мощными лёгкими (певец, пловец) может отчасти справиться.

  • Делаем шилом отверстие в бутылке ближе ко дну.
  • Пытаемся ещё раз надуть шарик. Получается!
  • Когда шарик надуется, закрываем пальцем отверстие.

Наблюдение: В бутылке с отверстием шарик можно надуть. Если отверстие в бутылке перекрыть, шарик остается надутым!

  • Отрезаем донышко у пластиковой бутылки.
  • Пытаемся снова надуть шарик.

Наблюдение: Шарик легко надувается.

  1. Закон Шарля

Газовый закон, открытый французским учёным Шарлем, утверждает: чем выше температура газа при постоянном давлении и неизменной массе, тем больший объём он занимает. 

Опыт «Как шарик в банку попал»

Может ли шарик, размеры которого больше горлышка банки, проникнуть в нее?

Первый способ:

  • Надеваем шарик на водопроводный кран и наливаем в него воды так, чтобы  размер шарика с водой стал немного больше горловины стеклянной банки. Надёжно завязываем шарик.
  • Поджигаем листок бумаги и бросаем в большую (двух или трехлитровую) банку.
  • Кладём шарик на горловину банки. 

Наблюдение: Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку.

Второй способ:

  • Наливаем в банку горячей воды из чайника.
  • Выливаем воду и тут же кладём шарик с водой на горловину банки.

Наблюдение:

Шарик забавно втягивается в банку.


Примечание:  Последний  опыт протекает медленнее первого.

Объяснение: В первом опыте воздух в банке нагревает горящая бумага. Когда на банку кладут шарик, он перекрывает доступ кислорода, горение прекращается. Плотность горячего воздуха меньше плотности холодного. Воздух в банке быстро остывает, его плотность увеличивается,  объём уменьшается –  шарик втягивается в банку.

Во втором опыте горячая вода нагревает банку, а банка нагревает воздух. Банка с воздухом  быстро остывает, и тяжёлый шарик засасывается внутрь.  Опыт можно проводить с шариком, надутым воздухом, но тогда он получается не таким ярким.

Изучаем электрические явления

Опыты по электростатике с воздушными шариками  ярки и зрелищны – резина является хорошим диэлектриком, легко электризуется, на шарике накапливается большой заряд.

Опыт «Электричество  из  головы»

Самый простой способ наэлектризовать воздушный шарик – это потереть его о волосы. Дальше начинаются эксперименты со статическим электричеством. Опыты по электростатике лучше проводить в сухую погоду. При высокой влажности заряд быстро стекается, не все опыты получаются.

  • Надуваем шарик и завязываем его.
  • Электризуем шарик, потерев его о волосы.
  • Приподнимаем шарик над головой.

Наблюдение: За шариком тянутся волосы, что хорошо чувствуется.

  • Электризуем шарик ещё раз.
  • Кладём шарик на письменный (деревянный) стол наэлектризованной стороной вверх.

Наблюдение: Шарик мгновенно переворачивается и ложится на стол заряженной стороной. При попытке вернуть его в прежнее положение он переворачивается снова.

  • Электризуем шарик снова.
  • Прижимаем шарик наэлектризованной стороной к вертикальной стене или к потолку.

Наблюдение: Шарик прилипает к стене надолго – в сухую солнечную погоду он может провисеть час.

Объяснение: При натирании шарика о голову электроны переходят с волос на резиновую оболочку шарика. Шарик заряжается отрицательно, волосы – положительно. Разноименно заряженные тела притягиваются, поэтому волосы тянутся к шарику. 

Заряженный шарик создает вокруг себя электрическое поле, которое воздействует на стол, стену, потолок – наводит заряд противоположного знака. Мы наблюдаем электризацию через влияние. Разноимённо заряженные тела притягиваются, что мы и наблюдаем.

Примечание: Существенно, чтобы волосы были чистыми,  без косметических средств (лака, геля). Опыты по электризации проводят в сухую погоду, т.к. влажный воздух  хороший проводник, и заряд на шарике не будет накапливаться.

Опыт «Соляные столбики»
  • Насыпаем на лист картона небольшую горку поваренной соли. 
  • Надуваем и электризуем воздушный шарик.
  • Подносим наэлектризованный шарик к горке поваренной соли.

Наблюдение: Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.

Объяснение: Поваренная соль – полярный диэлектрик. Под действием электрического поля наэлектризованного шарика происходит смещение положительных и отрицательных связанных зарядов молекулы в противоположные стороны. Со стороны заряженного шарика всегда образуется в кристаллике соли противоположный по знаку заряд. Кристаллики соли притягиваются к шарику, пристраиваясь один к другому. 

Примечание: Кристаллики сахарного песка внешне напоминают поваренную соль, но молекула сахара неполярная, поэтому слабее  поляризуется. Кроме того, кристаллики сахара крупнее, более тяжёлые, что не позволяет получить хороших столбиков. 

Продолжите эксперименты с другими веществами, такими как мука, мелко нарезанная металлическая фольга, силиконовыми шариками. Вы будете наблюдать любопытные вещи …

Опыт « Кораблики»
  • Делаем бумажный кораблик и пускаем его на воду.

Электризуем шарик и подносим к кораблику

Наблюдение: Кораблик последует за шариком.

  • Опускаем металлическую крышку на воду.

Электризуем шарик и подносим к крышке,  не касаясь её.

Наблюдение: Металлическая крышка плывет в сторону шарика.

  • Опускаем на воду пластмассовую крышку

Электризуем шарик и подносим к крышке,  не касаясь её.

Наблюдение:  Тяжелая пластмассовая крышка плывет за шариком.

Объяснение: В электрическом поле шарика бумага и пластмасса поляризуются и притягиваются к шарику. Поскольку сила трения на воде незначительна, то кораблики легко приходят в движение. В металлической крышке также индуцируется заряд.

Изучаем закон Архимеда

Эти эксперименты лучше проводить на берегу  водоёма летним днём в хорошую погоду или, на худой конец, в ванной комнате или в большом тазу. Опыт веселее проходит в компании друзей. Вам понадобятся несколько шариков. 

  • Надуйте шарики до разного размера. Они лёгкие и плавают на поверхности воды.
  • Попытайтесь утопить шарики. 

Это весёлое, но трудное задание. У вас может не хватить силёнок, чтобы утопить большой шар. Когда «победите» выталкивающую силу, проведите расчёт и оцените свою силу: FА = ρgV = ρg · 4/3 ·R). 

Об опытах

Идеи некоторых опытов взяты из выступлений коллег («Шарик-йог», С.Н. Кириллов), из литературы («Как шарик в банку попал», Майер) 

Есть авторские опыты, придуманные детьми («Соляные столбики», Корешков П., 6 класс, «Кораблики» Иванов А., 6 класс). 

Научно-познавательный клуб «Маленькие находчивые»   – это то место, куда без принуждения приходят дети разного возраста (от 1 до 11 классов), разных способностей (как успешные в учебе, так и не очень), разных возможностей по состоянию здоровья (много детей с диагнозом ДЦП). 

Что так привлекает детей к занятиям? 

  • Занимательно и просто изучаются законы природы.
  • Все участвуют в увлекательных экспериментах, делая собственную установку, самостоятельно повторяя опыт и ни кто не выступает просто зрителем.
  • При обсуждении результатов работы свое мнение высказывают все.
  • От занятия к занятию у детей появляется навык постановки эксперимента, вырабатывается наблюдательность, умение формулировать и высказывать свои мысли,  научно отстаивать свое мнение, умение слушать своих товарищей и вести научный спор.
  • Появляются знания.
  • Занятия всегда проходят весело и интересно.
  • Каждый ребенок чувствует себя успешным.
  • От простых опытов дети переходят к проектной деятельности.
  • Это как индивидуальные проекты, так и коллективные.
  • Темы проектов разнообразны. Например,«Бумага преподносит сюрпризы», «Со спичками не шутят», «Какого цвета тень?», «Мой брат волшебник»,  «Мыльные пузыри и пленки», «Капелька жидкости», «Очевидное-невероятное», «Живопись глазами физика», «Мир звука» и другие.
  • Надо отметить, что многие проекты учащимися выполнены как мультимедийные. 

Есть работы, опубликованные в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник», газете «Первое сентября. Физика». 

Со своими проектами ребята участвуют в научно-технических конференциях и выставках,  фестивалях увлекательной науки. Масштабы участия от школьных выступлений, до городских, всероссийских и даже международных выставок. Грамоты, дипломы, медали. 

Успех окрыляет детей, особенно тех, чьи возможности по состоянию здоровья, ограничены.