Автор проекта:
Навернюк Анастасия (15 лет)
©, 2015 г.,
мастерская «Фантазеры», 
ГБОУ Гимназия № 1811
«Восточное Измайлово»
г. Москва

Цель проекта: Создание настольной игры для развития словарного запаса детей и взрослых, повышения уровня грамотности и интереса к изучению родного языка. Она может быть использована не только с русским, но и с алфавитом любого другого языка.

Настольная словесно-логическая игра “Букварица” предназначена для детей от 7 – 8 лет, но будет интересна и для взрослых.

Продолжительность игрового цикла, уровень сложности и количество игроков могут меняться в зависимости от вариантов правил, которых на настоящий момент существует более 15 версий.

В игровой набор входят: набор карточек с буквами, которые многократно дублируются, в зависимости от частоты, с которой они встречаются в словах русского или иного языка, а также подставки, позволяющие выставлять на них от двух до четырех букв, которые не будут видны соперникам, игровое поле, помогающее при подсчете очков с фишками по количеству игроков, а также песочные часы на одну минуту. В некоторых версиях игры понадобятся листы бумаги и письменные принадлежности.

Рассмотрим одну из базовых версий игры более внимательно.

Игроки берут по три карточки с буквами из колоды и выставляют их на своих подставках. Затем в течении одной минуты игроки составляют и записывают слова из своих букв (длина слова не меньше 4 букв), сохраняя их порядок.

Например, игроку выпали буквы: П, А, Р. Теперь он составляет из них слова (обычно, существительные в именительном падеже, единственном числе) не меняя порядок букв. Получаются: ПАРк, ПисАРь, ПиАстРы и т.д.

Когда время выйдет, игроки передают свои карточки по часовой стрелке следующему игроку

Игра продолжается до тех пор, пока к игроку не вернутся его первые карточки, а дальше идёт подсчёт очков, при котором учитывается длина получившегося слова, а также, сколько дополнительных букв игрок смог вставить между заданными буквами.

 Наиболее сложными оказываются варианты, когда выпадает две и более одинаковых буквы, особенно согласные.

В некоторых версиях правил передача выпавших буквосочетаний не производится, а вносится элемент случайности, риска выпадения сложных комбинаций, в других версиях очки получает тот из игроков, который смог быстрее других придумать и назвать свое слово.

 В случае, когда игрок не может придумать ни одного слова, в некоторых версиях игры позволяется поменять одну или несколько букв с потерей очков.

При игре с детьми младшего возраста можно предложить им вариант, в котором буквы заменяются на слова (прием фантазирования “Круги по воде”, предложенный Джанни Родари). Правила подсчета очков остаются прежними.

Например, игроку выпали карточки: М, В, С, и игрок составляет предложение так, чтобы три слова начинались на теже буквы, что и буквы на карточке, сохраняя их порядок «Мальчик Витя Смеялся» или «Маленькая кудрявая девочка Весело Свистела».

В настоящее время, когда большое количество времени дети и подростки проводят в компьютерных играх, особенно актуально создание разнообразных интеллектуальных игр, способных развивать внимание, интеллектуальные и аналитические способности ребенка, его творческий потенциал.

Создание собственных игр и конструкторов, разработанных детьми, вовлекает в творческий процесс и других детей, которые не только с удовольствием играют в них сами, но и начинают придумывать свои собственные игры.

Наша игра уже понравилась большому количеству детей и взрослых, она увлекательна, познавательна и захватывает даже младших детей, которые не очень любят писать и заниматься русским языком. Она позволит открыть им с новой стороны богатство нашего языка и пополнит их словарный запас, а также может помочь в изучении иностранного языка.

Целевой рынок – дети от 7-8 лет и их родители. Отличная игра для семейного досуга. Данная игра подходит также для использования в системе общего и дополнительного образования, с успехом может использоваться, как на уроках русского языка (в качестве разминки), так и для проведения конкурсов и соревнований как в начальной, так и в старшей школе.

Несмотря на то, что на рынке присутствуют достаточно большое количество словесных игр, они в большей степени охватывают два основных направления: игры, в которых необходимо составлять слова из определенных выпавших букв («Scrabble», «Эрудит», «Найди слово» и т.п.) и игры, в которых соревнуются в отгадывании слов, которые необходимо объяснять разными способами («Alias», «Activity», «Крокодил» и другие).

Существуют также большое количество словесных игр, которые представлены в виде устных игр или игр на бумаге (некоторые из них были реализованы в качестве компьютерных игр).

Среди аналогов данной игры можно представить и другую настольную словесно-логическую игру “Словастика”, в разработке которой Навернюк Анастасия также принимала активное участие.

В словесно-логической игре “Букварица”  активизируется словарный запас игроков, расширяется посредством поиска новых словесных решений. Каждый игрок старается увидеть слова в необычном ракурсе, стремится максимально увеличить расстояние между заданными буквами, а это заставляет задуматься о правописании слов, их составных частях.