©, 2014 год,
мастерская «Фантазеры»
Навернюк А.Ю.,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦО №1811 «Измайлово»,
руководитель мастерской «Фантазеры»
Данная статья была написана для электронного журнала «Юные изобретатели Москвы», выпуск №1, июнь 2014 года, ГБОУ «ИннАрт» г. Москвы.
В течение нескольких последних лет в мастерской «Фантазеры» мы активно занимались поиском новых педагогических технологий, позволяющих более активно вовлекать в работу всех обучающихся у нас детей.
Тут, конечно, важно учитывать, что наши занятия в мастерской «Фантазеры» относятся к сфере дополнительного образования.
Дело в том, что на стадии прохождения теоретического материала курсов и проведении экспериментов проблем никогда не возникало, а вот с выбором самостоятельного проекта и доведения его до логического конца, с получением конечного продукта у отдельных ребят иногда возникали сложности.
На словах они проявлялись в том, что ребята не могли найти времени на самостоятельную проработку проекта («не успели»), кто-то из них никак не мог определиться с выбором темы, начиная то одну, то другую, зависая в результате, к концу учебного года, с недоделанным проектом или практически даже не начатым проектом.
При этом наиболее активная часть ребят успевала в течение этого же периода создать не один, а сразу несколько доведенных до логического завершения проектов.
Нам же, как педагогам, естественно, хотелось, чтобы все дети оказывались вовлеченными в этот процесс, а не чувствовали себя виноватыми в том, что у них что-то не получается. Ведь каждая такая недоделанная работа оставляла свой след на уверенности ребенка в собственных силах, а каждая удачно выполненная работа окрыляла его, толкая к новым свершениям.
Одним из наиболее эффективных решений оказалось создание силами самих ребят игрового образовательного видеосериала «КТОН».
КТОН расшифровывается, как Команда ТерраКИД (по названию созданного нами летом нового образовательного сайта http://www.terrakid.ru/) Особого Назначения. Это команда ребят, занимающаяся тем, чтобы сделать учебу в школе более интересной и познавательной.
Члены команды «КТОН» — это ребята (от 7 до 14 лет), которые обучаются в начальной и средней школе. Созданные ими легенды, продуманные образы персонажей фильма помогают им решать свои психологические проблемы, так как при выборе образов ребята руководствуются своими мечтами и желаниями. У каждого ребенка есть возможность проиграть ту роль, которой автору не удается попробовать в жизни, ощутить себя «супергероями» с выдающимися способностями, которым оказываются по плечу самые сложные задачи. А, когда они научаются справляться с ними в фильме, им становится гораздо легче осуществлять свои фантазии и идеи в реальности.
Работа над фильмом строится таким образом:
- ребята предлагают разнообразные интересующие их образовательные или творческие темы,
- прорабатывают их самостоятельно до определенного этапа, подготавливая основные материалы сюжета,
- далее при коллективном обсуждении проекта создается сценарий фильма,
- проводится съемка фильма с активным использованием возможностей анимации,
- затем ребята монтируют фильм.
В настоящее время полностью отсняты 6 серий фильма (два последних находятся в стадии монтажа):
- Таинственное послание или КТОН разгадывает шифр (1 серия)
- КТОН готовится к Новому году (2 серия)
- КТОН и математика на бумаге (3 серия)
- КТОН знакомиться с историей древнего мира. Часть 1: Укрощение огня (4 серия)
- КТОН знакомиться с историей древнего мира. Часть 2: Как человек придумал себе одежду (5 серия)
- КТОН: Разные необычные способы проведения математических вычислений (6 серия)
Ведется работа над созданием еще нескольких серий под рабочими названиями:
- КТОН: Дом, который растет и другие необычные архитектурные решения (7 серия)
- КТОН: Числовые закономерности вокруг нас (8 серия)
- КТОН: Как запоминать словарные и иностранные слова (9 серия)
- КТОН изучает планеты Солнечной системы (10 серия)
- и некоторые другие идеи более низкой степени проработки
Если первые две серии фильма ребята делали слишком длинными, то к третьему-четвертому фильму они поняли, что продолжительность серий стоит ограничивать 15-20 минутами.
Работа над фильмами позволяет ребятам задействовать знания, полученные на разных уроках (от русского языка и литературы до физики и химии) и во внеурочной деятельности, проявлять самостоятельность, творческие способности, навыки работы с разнообразной съемочной и компьютерной техникой. Работа над фильмом основана на практическом использовании полученных знаний и межпредметных связях. Игровая составляющая и антураж таинственности позволяют детям перерабатывать огромные пласты информации, не испытывая при этом усталости и дискомфорта.
Кроме того, работа над фильмами позволяет им объединяться в разновозрастные группы по интересам, улучшает качество межличностного общения, развивает навыки работы в группах, повышает ответственность каждого за общий результат.
Предложить собственную тему и заинтересовать ею детей имеет возможность каждый ребенок, не зависимо от возраста.
Для вступления в команду КТОН требуется, чтобы ребенок уже имел за плечами хотя бы один самостоятельно созданный проект, что также повышает мотивацию ребят в самостоятельной работе.
Работа над фильмами позволяет ребятам включать в сюжеты свои небольшие исследования, которые они проводят сами, но которые не дотягивают до уровня самостоятельного большого проекта, а также делиться своими творческими идеями и находками.
Так, например, для новогодней серии КТОН ребята придумали много новых способов создания елок и украшений из подручных материалов, хотя некоторые способы и были известны ранее.
Параллельно с созданием фильмов, ребята выкладывают на сайт мастер-классы по темам, затрагиваемым в данной серии, а также идет процесс написания книги для детей с приложениями и подробными описаниями для детей и методическими рекомендациями для родителей и педагогов.
Именно создание книги (вернее, серии книг), написанной в соавторстве с ребятами будет впоследствии носить коммерческий характер. Книги будут ориентированы на детей от 6 до 12 лет, родителей и педагогов.
Наш проект позволяет сотрудничать с детьми в области образования, перестать воспринимать детей как пассивных получателей информации, а дает им реальную возможность самостоятельного усвоения учебного материала с направляющей и корректирующей помощью педагога.
Образовательные игровые сериалы снимаются, как в нашей стране, так и во многих странах мира, но участие детей в подобных фильмах, как правило, ограничивается актерской игрой, а мы предлагаем детям участие в работе на всех этапах создания фильма.
Данный проект выкладывается в открытом доступе на страницах нашего сайта «ТерраКИД», чтобы все желающие могли ознакомиться с ним.