Автор идеи и рисунков:
Навернюк Вера
текст: Навернюк А.Ю.
©, 2015 г.,
мастерская «Фантазеры»,
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Знаменитый изобретатель Борис Разломайкин очень любит играть со своими племянниками, а еще они все вместе очень любят придумывать разные истории на основе разных приемов фантазирования.
Сегодня Борис решил познакомить ребят с новым приемом, придуманным его любимым писателем Дж. Родари, который называется «Бином фантазии».
Он предложил детям написать на листочках бумаги одновременно два слова: старшему досталось придумать какой-либо предмет, а младшему что-то, что относится к живому. Борису же пришлось поднапрячься и вспомнить как можно больше предлогов.
Так появились два слова — «стена» и «зубы» и длинный список предлогов между ними.
– Это неправильно! Зубы не живые! — возмутился старший племянник.
– Я вот и живые! — ответил ему младший. — У тебя месяц назад еще один зуб выпал, а новый уже растет. Значит они живые.
Борис обсудил в детьми вопросы, связанные с тем, что можно, а что нельзя считать живым.
А Вы как думаете? Можно ли считать зубы живыми?
А потом они стали выбирать те предлоги, в сочетании с которыми образовывалось наиболее неожиданное и невероятное словосочетание, которое должно было стать названием для новой веселой истории.
Так родилось название таинственной истории с названием «Стена с зубами». Попробуйте догадаться, что могло получиться у ребят и их знаменитого дяди, опираясь на картинки, которые Борис рисовал, слушая историю детей. К сожалению, часть картинок потерялась, так что окончание истории, чтобы она не оказалась незавершенной, Вы тоже можете придумать самостоятельно.
«Стена с зубами»
Дети быстро освоились с новым приемом и вскоре к истории с зубастой стеной добавились еще несколько других, не менее интересных.
Комментарий для взрослых изобретателей:
Хотела бы еще раз обратить Ваше внимание, что ни характер Бориса Разломайкина, ни возраст, пол, внешность и характер его племянников специально не обговариваются в материале. Интереснее вместе с детьми придумать этих персонажей, дать детям имена и продолжить игру с ними уже по правилам, придуманных Вашими детьми.
«Бином фантазии» подразумевает соединение в одной истории случайно выбранных живого и неживого объектов при помощи предлогов, дающих наиболее непредсказуемый результат и развитие темы, при которой это словосочетание становится полноценной историей.
Бином же переводится как «два слова».
В зависимости от возраста детей, вы можете упоминать или не упоминать это название и его перевод, но всегда интересно попробовать с детьми догадаться о смысле непонятного и неизвестного слова, используя знакомые корни слов.
Более подробно познакомиться с этим и другими приемами Вы можете, например, в книге Гин С.И. «Мир фантазии».
Вера Навернюк создала эти рисунки для объяснения приемов фантазирования на занятиях в мастерской «Фантазеры» для детей 1-2 класса, первый год обучения «Сказочные приключения».
Более подробно про структуру программы мастерской «Фантазеры» Вы можете в статье «Процесс разработки и изготовления игр как средство организации педагогического взаимодействия в пространстве дополнительного образования в школе«.
В каждой группе, в которой мы с Верой использовали ее рисунки, складывались абсолютно разные персонажи и истории, весьма непохожие друг на друга.
Картинки из серии «Стена с зубами» можно использовать не только для объяснения приема «Бином фантазии», но и для приема «Оживление».
Другие истории в картинках, знакомящие нас с приемами фантазирования Вы можете увидеть здесь:
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. «Произвольная приставка» (произвольный префикс)
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Творческая ошибка
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. «Салат из сказок» и «Сказки наизнанку»
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Бином фантазии
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Круги по воде
- Изучаем приемы фантазирования. «Объединение-дробление»