Автор идеи и рисунков:
Навернюк Вера
текст: Навернюк А.Ю.
©, 2015 г.,
мастерская «Фантазеры»,
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Кто из нас никогда не ошибался?
Таких в природе не существует.
Ошибки встречаются на всем нашем жизненном пути, и в большом, и в малом, позволяя нам приобретать новый опыт, чтобы двигаться вперед. Главное — научиться их использовать.
А, если ошибки мы будем делать специально, находя наиболее удачные из них и смотреть, к чему они могут привести?
Так когда-то подумал Дж. Родари, когда выделил такой прием фантазирования, как «Творческая ошибка». И стал придумывать с этим приемом удивительные сказки.
«Это чрезвычайно увлекательное занятие — нарочно делать ошибки и изучать, как они меняют ситуацию или свойства предметов, — подумал как-то наш великий изобретатель Борис Разломайкин и набросал несколько картинок на листе бумаги.
Вот что у него получилось:
Я думаю, что Вы легко догадались, от какого слова произошли «Воросы» и какими новыми свойствами они обладают теперь?
А как насчет «Паросенка»? Что за новые возможности появились у него? Как можно использовать эти качества? Какие истории могли бы приключиться с «Воросами» и «Паросенком»
Комментарий для взрослых изобретателей:
Этот прием фантазирования тоже довольно прост в объяснении и не требует дополнительных комментариев по его применению. Его легко и удобно использовать, как для сочинения забавных и необычных историй, так и для того, чтобы учиться изобретать.
Например, у ребят в мастерской «Фантазеры» получилось создать новую настольную словесно-логическую игру «Словастика«, которую мы успешно использовали на наших занятиях.
А еще, иногда происходят интересные случайные ошибки, которые начинают играть весьма значительную роль.
Так, однажды, одна юная актриса из театра кукол «ТРЯМ» случайно вместо фразы «Трям! Здравствуйте» произнесла «ТРЯМСТВУЙТЕ!«. Это так понравилось всем окружающим, что и название спектакля по сказке С.Козлова и приветствие между детьми и взрослыми в самом театре на долгие годы изменилось на «Трямствуйте!».
Другая юная актриса и, по совместительству, ученица из мастерской «Фантазеры» придумала такое слово «Пенсионат» — место для отдыха пожилых людей.
А еще один юный «Фантазер» создал новый вид веселого, чудаковатого сумасшествия, написав в своей истории, что Профессор СМЕХНУЛСЯ.
Более подробно познакомиться с этим и другими приемами Вы можете, например, в книге Гин С.И. «Мир фантазии».
Вера Навернюк использовала эти рисунки для объяснения приемов фантазирования на занятиях в мастерской «Фантазеры» для детей 1-2 класса, первый год обучения «Сказочные приключения».
Более подробно про структуру программы мастерской «Фантазеры» Вы можете в статье «Процесс разработки и изготовления игр как средство организации педагогического взаимодействия в пространстве дополнительного образования в школе«.
Другие истории в картинках, знакомящие нас с приемами фантазирования Вы можете увидеть здесь:
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. «Произвольная приставка» (произвольный префикс)
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Творческая ошибка
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. «Салат из сказок» и «Сказки наизнанку»
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Бином фантазии
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Круги по воде
- Изучаем приемы фантазирования. «Объединение-дробление»