«Тромплей» или «Trompe-l’oeil» (с французского «обман зрения») — это техника живописи, приём, используемый для создания иллюзии трёхмерного пространства в архитектуре и живописи, оптический обман, когда предметы для смотрящего выходят за пределы двухмерного изображения изображения и кажутся реальными, трехмерными объектами.

На протяжении всей истории искусства художники использовали этот прием, чтобы сделать картину интереснее, расширить пространство помещений, выйти из зоны нереальности и приблизить изображения к действительности.


Существует множество вариаций тромплея (в живописи, архитектуре, в современном стрит-арте) объединяет стремление автора на мгновение поразить зрителя, обмануть его восприятие. В истории искусства это желание стало основой для появления легенд, в которых птицы прилетают клевать ягоды нарисованного винограда, или зритель пытается смахнуть с полотна нарисованную муху.

Эффект реальности тромплея достигается средствами гиперреализма. Обманки так детально хорошо написаны, что сбивают с толку и на какой-то миг заставляют усомниться в наших чувствах. Ощущение невероятности охватывает от всего, что мы видим. Кажется, у действительности уже нет чёткой границы и не очень понятно, что фальшивое окно или настоящее, реальная муха или это ловушка, поставленная нашему восприятию.

Приём иллюзии, обмана зрения и имитации в искусстве известен человечеству с древних времён. Впервые тромплей использовали римляне и греки, визуально расширяя пространство комнаты, за счёт реалистично нарисованных на поверхности стены окон, дверей, атриума. В Средние века и в эпоху Возрождения живописью в технике тромплей расписывали соборы.
Наиболее часто тромплей использовался в живописи голландцев XVII века.

Историки объясняют это особенностью развития городской архитектуры в Голландии, связанной с высокой стоимостью земли, из-за чего интерьеры в домах имели ограничение по площади. Это приводило к тому, что простенки между окнами заполняли картинами и зеркалами. В картинах большое внимание уделялось перспективе с целью визуального расширения пространства.

С целью достижения иллюзии натурализма художники детально точно копировали предметы домашнего обихода, чтобы выдать написанное на холсте изображение за реально существующие предметы.

Вот еще несколько примеров современных вариантов тромплея, созданных художниками из разных стран.

Статьи на нашем сайте, посвященные иллюзиям и их созданию:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *