«Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки».

Об украинской художнице Марии Примаченко Пабло Пикассо говорил, как об одной из самых ярких представительниц «народного примитивизма» в искусстве XX века, называя ее «украинским сокровищем», а ее работы вдохновляли Шагала и Параджанова.

Искусствоведы и сейчас ставят ее картины в один ряд с работами всемирно известных примитивистов Анри Руссо и Нико Пиросмани, а между тем она всего один год проучилась в экспериментальных мастерских при Киевском музее украинского искусства, а свой узнаваемый и яркий стиль создала самостоятельно.

Художница родилась 12 января 1909 года в селе Болотня, Киевской области в семье народных мастеров — отец был плотником и резчиком по дереву, бабушка красила и расписывала писанки, а мама была искусной вышивальщицей.

«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». 

Соседи приходили посмотреть на работу, проделанную юной Примаченко, хвалили, просили украсить и их дома.

С детского возраста Мария не могла работать в поле и помогать семье во многих хозяйственных делах из-за перенесенного в семилетнем возрасте полиомиелита. В течение жизни художница испытывала сильные боли, перенесла не одну операцию и практически на всех ее фотографиях она изображены с костылями.

Серьезно рисовать Примаченко начала в 17-летнем возрасте, параллельно уделяя много времени и другому виду творчества — вышиванию.

В 1930-е годы Мария стала известной мастерицей вышивки, а ее рушники и панно экспонировались на районных и областных выставках народного творчества и отличались от традиционных украинских узоров самобытными рисунками.

В 1937 году ее работы побывали на Международной выставке в Париже и были удостоены золотой медали. С тех пор ее картины с огромным успехом экспонировались на выставках во множестве городов мира: Праге, Вене, Монреале, Софии, Варшаве, но сама художница практически всю жизнь провела в родном селе, куда к ней приезжали художники, писатели, режиссеры и певцы…

За свою долгую жизнь Мария Примаченко создала сотни картин, пользуясь, в основном, гуашью, подписывая их собственными инициалами «М. П.», а на обратной стороне работы оставляя название работы, дополняющее и придающее ее картинам новые смыслы, раскрывающее их содержание.

Это были небольшие тексты в виде простых, по-хорошему наивных, но забавных и остроумных стихов, поговорок, присказок или пожеланий, в которых она не соблюдала многие грамматические и пунктационные правила, так как закончила всего четыре класса школы.

Например, подписи были такие:

«Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет».

Даже катастроф на Чернобыльской АЭС не заставила ее покинуть собственную хату, расположенную всего 40-ка километрах от атомной станции.

Как-то из райцентра Иванков к Марии и ее сыну Федору приезжал врач и рассказывал о мерах безопасности от радиации, рекомендуя часто мыться, а на ноги надевать целлофановые пакеты, так что на одной из картин «чернобыльской» серии Мария впоследствии нарисовала корову с целлофаном на копытах, рогах и хвосте, а на обратной стороне подписала: «Старый дед пас корову возле четвертого блока и надел на коровку капроновые мешки, чтобы не заболела. А она травку кушает и деда не слушает».

Художницы не стало в 1997 году, когда ей было 89 лет, и до последнего дня она рисовала.

По решению ЮНЕСКО 2009 год стал годом Марии Примаченко: так мир отметил ее 100-летинй юбилей.

С именем Марии Примаченко связан масштабный арт-проект. В честь 100-летия со дня рождения художницы ее именем назвали бульвар в Киеве, а в 2017 году был утвержден проект Prima Maria Art Boulevard по созданию своеобразного музея под открытым небом. В рамках проекта на бульваре Марии Примаченко созданы 16 тематических парковых скульптур по мотивам ее работ, три стилизованные арки, панно из мозаики, арт-скамейки, две скульптурные композиции при входе, и муралы на домах и офисных учреждениях, расположенных на бульваре.

В начале войны с Украиной из горящего музея под Киевом чудом спасли картины Марии Примаченко. Теперь ее работы стали символом борьбы за мир.