Австралия – страна, где многие существа хотят вас убить и сожрать, но опасность грозит не только со стороны животных. Там растет одно из самых опасных и ядовитых растений в мире, которое из-за очень сильной причиняемой им боли, сохраняющейся месяцами (описаны случае, когда боль сохранялась до двух лет после соприкосновения с растением), может довести человека до самоубийства.

Существует версия, что в древности это растение применяли для наказания преступников.

Имя ему — Гимпи-гимпи или Жалящее дерево (Dendrocnide moroides). Это крупный кустарник, семейства крапивные.

Для того, чтобы испытать страшные мучения достаточно, чтобы маленький листочек случайно коснулся открытого участка кожи. Ядовитые свойства ворсинок сохраняются даже, когда растение погибло и засохло, а еще его ворсинки могут витать в воздухе рядом с растением и попадать на кожу и в лёгкие, причиняя жестокие страдания.

Dendrocnide moroides – это многолетний кустарник высотой от 1 до 10 метров, а жгучие волоски-иголочки покрывают и стебель, и ветки, и черешки, и листья, и даже плоды растения.

Эти волоски очень тонкие и ломкие, они называются трихомами. При малейшем прикосновении к ним, они вонзаются в кожу. Электронная микрофотография показывает, что они очень заострённые и полые и похожи на иглу для подкожных инъекций. Вблизи кончика волоска есть структурно слабое место. При попадании в кожу волоски в этом месте ломаются, позволяя содержимому трихомы проникать в ткани жертвы.

Плодами этого вида являются семянки (крошечные плоды, похожие на семена), образующиеся в большом количестве в шаровидной форме от розового до светло-фиолетового цвета и внешне похожие на шелковицу. Каждая семянка, размером всего 2 мм, содержится в маленьком мясистом мешочке, который образуется из раздутой цветоножки. Как и у остального растения, соцветия также покрыты жгучими волосками, но съедобны, если все волоски полностью удалены.

Интересно, какому безумцу захотелось попробовать это растение на вкус?

Впервые оно было описано в 1857 году британским ботаником, Хью Элджерноном Уэдделлом. Гимпи-гимпи встречается в тропических лесах и рядом с ними, от юга полуострова Кейп-Йорк до северной части Нового Южного Уэльса в Австралии, а также на Молуккских островах и в Индонезии.

Оно растёт вдоль водотоков, дорог, упавших деревьев и на искусственных полянах.

Гимпи-гимпи служит растением-домом для личинок бабочки белой нимфы. Листьями питаются разнообразные насекомые и травоядный красноногий филандер, кенгуру высотой около 50 см, который обладает иммунитетом к нейротоксинам растения. Плоды кустарника поедают различные птицы, которые распространяют его семена в своём помёте.

После контакта с растением пострадавший сразу почувствует сильное жжение и покалывание в месте контакта, которое затем усиливается в течение последующих 20-30 минут и продолжается в течение длительного времени. Человек, пострадавший от его жгучих волосков, не может нормально спать из-за интенсивной боли. В тяжёлых случаях оно может вызвать крапивницу, а лимфатические узлы под мышками могут опухнуть и стать болезненными. Известны случаи госпитализации людей после прикосновения к растению.

Трихомы остаются в коже до года и выделяют токсичный коктейль в организм во время прикосновения к поражённому участку, контакта с водой или при изменении температуры.

Эрни Райдер, сотрудник службы охраны природы Квинслендских парков и дикой природы в 1963 году попал в заросли гимпи-гимпи. Он описывал свои ощущения:

«В течение трёх дней боль была чудовищной. У меня отсутствовала возможность работать и спать. Я испытывал чувство, как будто гигантские руки пытались раздавить мою грудь. Эта адская боль продолжалась ещё две недели. Жжение продолжалось в течение двух лет и повторялось каждый раз, когда я принимал холодный душ.«

Эколог Лес Мур, исследующий природные катастрофы в Австралии, однажды столкнулся с личным катаклизмом: его лицо ужалило листом  Dendrocnide moroides, а через некоторое время он понял, что у него началась еще и анафилактическая реакция:

«Я думаю, что у меня случился анафилактический шок, и мне понадобилось несколько дней, чтобы восстановить зрение. Через несколько минут началось безумное жжение, и боль в моих глазах была такой, словно кто-то налил в них кислоту. Мой рот и язык опухли так сильно, что я начал задыхаться. Это было по-настоящему мучительно, и мне пришлось срочно сматываться в город».

По словам Леса, его голова распухла так, что он стал похож на Мистера Картофельную Голову — антропоморфную игрушку из 50-х.

Вдыхание частиц трихомы может привести к респираторным осложнениям. Австралийский энтомолог и эколог Марина Херли подверглась воздействию переносимых по воздуху трихом. В течение длительного периода времени она страдала от приступов чихания, слезящихся глаз и носа, у неё тоже развилась аллергия.

«Быть ​​ужаленным — это худший вид боли, какой вы только можете себе представить. Вас словно облили горячей кислотой и бьют электрическим током», — рассказывает Марина.

На сегодняшний момент, Марина Херли — одна из тех ученых, кто знает о гимпи-гимпи больше всего, ведь она изучает это растение уже около тридцати лет. Несмотря на то, что она не раз пострадала от его яда, она продолжает забираться в самую гущу лесов с этим растением и всеми силами пытается защитить его от вымирания.

Обычно для оказания первой помощи рекомендуется использовать воск для депиляции или липкую ленту для удаления волосков. Народ Куку-Яланжи из ущелья Моссман делает сок из плодов или корней растения и наносит его на поражённый участок, а затем соскребает его раковиной мидии.

Механическое удаление, иногда плохо помогает, поскольку волоски настолько крошечные, что кожа часто закрывает их, тогда отсутствует возможность их удалить. Были опробованы различные другие методы лечения, но их эффективность была мала.

Пару лет назад биологи выяснили, почему прикосновение к австралийскому дереву гимпи-гимпи вызывает мучительную и очень длительную боль. Дело оказалось в новом классе ядов, действующих напрямую на нервные клетки. Биологи выделили из его яда нейротоксины нового класса, которые назвали гимпиетидами в честь дерева гимпи-гимпи (так называют его аборигены).

По своей трёхмерной структуре гимпиетиды удивительно похожи на токсины пауков и хищных морских улиток. Похоже, в этом случае эволюция много раз пришла к одному и тому же решению (или кто-то использовал одно решение для растения, пауков и улиток).