Автор статьи: Наталия Ключ
педагог дополнительного образования,
преподаватель онлайн-школы
«Мастерские знаний«
КАК СЮЖЕТ КУРСА ПОМОГАЕТ ФОРМУЛИРОВАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ТРИЗ
Недавно в «Мастерских» прошел первый тренинг по созданию сюжетного курса. Наш главный сюжетостроитель — Наталия Ключ — рассуждает о том, как в сюжете занятия задать ограничения, помогающие детям искать решения проблем, опираясь на реальные (а не волшебные) свойства объектов.
На наших занятиях мы осваиваем изобретательские приемы мышления, придумывая необычные предметы.
Конечно, я заинтересована, чтобы решение, предложенное ребенком, было приближено к реальности, чтобы его хотя бы гипотетически можно было бы реализовать. (Гипотетически, учитывая возраст детей и их опыт, а также ограничения формата занятий).
То есть, если ребенок смог использовать в своей идее физэффекты, изученные на занятиях или извлеченные из личного опыта, то я такое всячески приветствую и считаю более сильным решением. А использование волшебства или всемогущей «КНОПКИ» я засчитываю как решения только у новичков, которым еще очень важна психологическая поддержка. И затем я все более настойчиво задаю «волшебникам» вопросы о деталях и подробностях, как же это все-таки может быть устроено, если бы мы такое захотели проделать в реальности.
Сформулировать учебную задачу в этом случае может помочь сюжет курса.
С одной стороны, он задает поле ресурсов, которые встречаются в мире сюжета и окружают героев. С другой стороны, он задает ограничения в этих ресурсах. Например, выдает нам в распоряжение более простые устройства (понятные ребенку), или описывает «обедненную» среду, которую придется использовать более изобретательно. То есть, по сюжету герои нашей задачи должны оказаться в условиях, более простых, «аналоговых» (в противовес «цифровым» условиям современности).
Какие ходы для ограничения ресурсов в сюжетах задачи пока удалось нащупать:
- Сюжет задачи происходит в старину. (Например, в домах еще нет электричества и пластмасс, или транспорт только гужевой).
- Сюжет происходит в сказочной стране или другом мире, там вообще другая среда или законы природы. Поэтому мы можем использовать только ту малую часть предметов, которые аналогичны ситуациям в нашем мире, остальные объекты своенравны и создают проблемы. (Например, все предметы живые и отказываются нам помогать, кроме нескольких).
- Необычный предмет, который мы придумываем, помогает решить не бытовую, а отношенческую или информационную задачу. (Например, в сказке принц попал в плен к врагам. Но он с детства умеет ткать ковры, и охрана готова носить эти ковры на продажу за львиную долю выручки. Как с помощью ковра передать своим весточку о себе так, чтобы охрана не заметила?)
- Сюжет происходит в сказке, но злые силы ограничили возможности героя: он изгнан в бедную ресурсами среду или заколдован и ограничен в возможностях. (Например, его изгнали в пустыню, или он может оперировать только предметами на букву «р»).
- Мы в футуристическом космосе на космическом корабле, но корабль поврежден метеоритом и все футур-функции корабля не действуют. Работаем по старинке. (Например, заклеиваем дырки в стенах скотчем, попутно придумывая новые виды скотча для разных ситуаций).
- Герои в лесу в походе, и используют только то, что вокруг и в рюкзаках. (Например, придумывают игру из природных материалов.)
- Герои попали на необитаемый остров вдали от цивилизации. (Например, они должны как-то организовать способы доставки воды из труднодоступных скал в свое убежище из подручных средств.)
- Герои — наши современники. Но они исследуют старый заброшенный дом, и в их распоряжении – только то, что в нем сохранилось. (Например, предметы из разбитой оранжереи или в заброшенной библиотеке).
- Герои – мы, и по условию задачи используем то, что лежит у нас на столе. (Например, предложите новое использование имеющихся упаковок и крышек).
- Использовать можно что угодно, но задача представляет собой изменение только одного признака системы. В этом случае, даже если мы используем современные гаджеты, то будем вынуждены использовать не все их волшебство, а конкретную функцию. (Например, для сценического костюма нужна ткань, которая поменяет цвет во время представления. Какими способами мы можем это сделать? Как может быть устроена такая ткань?)
- Использовать можно все, но для создания только для конкретного предмета с конкретной функцией. (Например: музей хочет сделать экспозицию по истории елочной игрушки. Решили сделать вместо витрин стилизованные елки для каждого вида игрушек: старых бумажно-ватных, для игрушек военного времени, для современных электрифицированных, для игрушек сказочной или космической тематики. Задача: предложите дизайн каждой елки.)
Если вы тоже придумываете сюжетные задачи для развития творческого мышления, буду рада, если эта копилка решений окажется вам полезной. А может быть, и у вас есть свои способы, как «ограничить» среду в задаче, «обогатив» ее доступными детскому пониманию ресурсами?
Источник статьи: https://otsm-triz.ru/blog/910781?fbclid=IwAR1YVTVsBlk-3jfaGihuz20jxgO5GDQIuiPK0WHwd6HJww2CdrnvPM6wGT4