Изучая поведение животных, мы иногда обнаруживаем, что многие из их странностей в наших глазах на деле оказываются довольно креативными и неожиданными решениями насущных проблем братьев наших меньших.

Одной из подобных стратегий у птиц является муравление или антинг ( или энтинг, от англ. anting, ant — «муравей»).

Вы когда-нибудь видели, как птицы расковыривают клювами муравейник или просто садятся на него, расставляя крылья и какое-то время как будто купаются в ванной из рассерженных и кусачих насекомых.

Для чего они это делают, ведь мы знаем на собственном опыте, что подобные процедуры довольно болезненны?

Все становится на свои места, если мы вспоминаем, что выделяемая при укусах муравьиная кислота – это природный антисептик, инсектицид и отпугивающее средство, а с его помощью пернатые:

  • избавляются от существующих паразитов;
  • получают защиту от новых паразитов, включая клещей, пухоедов и блох. 

Подобное поведение описано у более чем 250 видов птиц, преимущественно у воробьиных. Также данная форма поведения встречается у попугаев, дятлов, виргинского филина, многих видов врановых (например, у ворон и сорок) и куриных (например, у фазанов и индеек).

Современные исследования показывают, что птицы чаще всего прибегают к данному поведению на протяжении периода линьки.

Выделяют два главных способа муравления:

  • Активный. Птица берет в клюв горстку муравьев и натирает ими перья. При этом она поочередно расправляет крылья и тщательно обрабатывает каждое перо. Использованных муравьев животное съедает или выбрасывает.
  • Пассивный. Расположившись на муравейнике, птица касается его хвостом и расставленными в сторону крыльями. Иногда она ложится на него и замирает, позволяя муравьям ползать по телу. Также она может вышагивать по муравьиному гнезду или «купаться в муравьях», провоцируя насекомых на нападение.