О том, кто является первооткрывателем абстракционизма долгое время спорили, называя то Пита Мондриана, то Василия Кандинского, но теперь спор закончен, хотя имя художницы, которая является истинным родоначальником этого жанра, до сих пор не слишком хорошо известно. Это шведская художница Хилма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862–1944).

А узнали о ней и ее творчестве совершенно случайно, когда летом 1986 года некий шведский фермер, восстанавливающий свой заброшенный загородный дом, обнаружил в подвале около дома огромные деревянные коробки, в которых находились около 1200 картин.

Находка попала в руки специалистов, а спустя несколько недель Стокгольмский художественный музей обнародовал необычное открытие: эти картины, рисунки и теоретические очерки были созданы Хилмой аф Клинт, а датированны они были концом 19 и началом 20 веков, до того, как были созданы первые работы Кандинского, Мондриана или Малевича.

Но почему картины были спрятаны, а о художнице никто не знал?

Хилма аф Клинт родилась в Стокгольме в 1862 году. Ее отец был математиком и имел большую библиотеку, в которой маленькая Хильма проводила много времени, проглатывая все о геометрии и искусстве.

В двадцать лет она поступила в Шведскую Академию Художеств, одну из немногих школ, куда принимали женщин, и относилась к первому поколению европейских художников, которые устраивали выставки и жили за счет своей работы. Хилма писала портреты и реалистичные пейзажи, которые хорошо оценили ее клиенты.


В те годы изобрели рентгеновские лучи и обнаружены электромагнитные волны, которые могли посылать информацию через воздух и вакуум. Увлечение наукой и эзотерикой в те годы было очень популярно в определенных кругах, и Хилма пришла к выводу, что существуют невидимые параллельные миры, которые можно постичь через расширение сознания и занятие спиритизмом.

Первая серия абстрактных работ Хильмы аф Клинт появилась в 1906 году, и она оказалась первой в мире художницей, работающей в этом жанре, а еще она задолго до появления сюрреалистов, пропагандирующих автоматическое письмо, стала использовать и этот метод.

Во многом в этом ей помогло сотрудничество с четырьмя художницами-единомышленницами (группа «Пять») в 90-е годы 19-го века. На протяжении десяти лет они встречались раз в неделю, проводили медитации и спиритические сеансы, вызывали духов. Благодаря совместной работе с этой группой аф Клинт разработала экспериментальный «автоматический» рисунок, который можно считать попыткой создания оригинального художественного языка. Кружок со временем расширился, пришли новые люди.

Она утверждала, что не продумывает композицию и символизм работ – ее рукой водят внешние силы. Когда она показала свои работы члену теософского общества Рудольфу Штайнеру, он задумчиво сказал: «Вас не поймут и через полвека».

Хилма опасалась, что ее новаторские картины не будут поняты и приняты обществом, ее репутация пострадает, и заказчики откажутся от ее услуг, поэтому она решила вести двойную жизнь: несколько дней она работала над полученными заказами, а затем уединялась в загородном доме для создания своих «тайных» работ.

Хилма прожила долгую творческую жизнь, более 80 лет, а в завещании, которое она оставила внуку Эрику, было указание открыть эти картины только через 20 лет после ее смерти, однако так сложилось, что Эрик умер до указанного срока, и картины оказались скрытыми от глаз людей еще на долгие годы.

Лишь в конце 2010-х творения Хильмы аф Клинт увидела широкая публика.

Hilma af Klint: Paintings for the Future, первая крупная персональная выставка в США, посвященная Хильме аф Клинт, проходит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Hilma af Klint: Paintings for the Future, первая крупная персональная выставка в США, посвященная Хильме аф Клинт, проходит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Hilma af Klint: Paintings for the Future, первая крупная персональная выставка в США, посвященная Хильме аф Клинт, проходит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.