Наверное, каждый человек знает такую простую логическую игру, как «Крестики-нолики», но вот о некоторых усложненных версиях этой игры стоит поговорить отдельно.

Если в классической версии мы играем на поле 3х3, выстраивая в ряд по 3 крестика или по 3 нолика для победы, то первая идея, куда можно развивать уровень усложнения игры, это увеличение количества клеток поля: 4х4 или 5х5.

Не стоит забывать, что при увеличении количества клеток поля, количество собираемых в ряд значков одного вида не может увеличиваться соразмерно полю. Даже при игре на поле 5х5 для победы достаточно выстроить в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали только 3 или 4 своих знака (по договоренности).

Далее при увеличении размера поля удобнее всего ограничиться для победы выстраиванием в ряд до 5-ти значков своего вида подряд.

Вторым видом возможных усложнений игры будет изменение формы поля. При этом мы можем играть на тетрадном листе без ограничений и для победы выстраивать 5 значков в ряд.

Или же выбрать любую отличную от квадрата форму:

Следующее место приложение сил для усложнения — это выход из плоскости.

Но он не подходит напрямую для игры на бумаге, хотя при большом желании и хорошем пространственном мышлении можно придумать, как отображать игровой процесс через проекции.

Также можно озаботиться придумыванием игры для большего количества участников.

Получившиеся игры могут быть весьма интересны, но об этом я напишу несколько позже.

Наиболее интересной версией усложненной игры в «Крестики-нолики», которые мне попадались, оказалась вот эта игра.

Я не нашла автора данной версии: автор статьи, в которой мне попалось ее описание ( Бен Орлин) пишет, что сам подсмотрел ее у математиков, которые играли в нее на пикнике.

Суть игры сводится к тому, что в каждом поле классической версии 3х3 вписано еще одно маленькое поле 3х3.

Делая ход, Вы ставите, как обычно, крестик или нолик в маленьком поле, а победив на одном из них, превращаете в крестик или нолик большое.

Для победы в игре необходимо победить на трёх малых полях в одном горизонтальном, вертикальном или диагональном ряду, НО…

Вы не можете на своё усмотрение выбрать маленькое поле для того, чтобы сходить. Выбор определяется предыдущим ходом вашего соперника. Клетка маленького поля, в которую он сделал ход — это то маленькое поле, в котором предстоит делать ход вам. И клетка, в которой сыграете вы, в свою очередь, определяет, в каком маленьком поле будет следующий ход вашего соперника.

Например, если соперник сходил на маленьком поле в верхний правый угол, то вашим полем для следующего хода будет поле в верхнем правом углу большого поля.

Тут возникает несколько нюансов, на которые стоит обратить свое особое внимание:

  • Если соперник отправляет вас в маленькое поле, в котором уже была одержана победа, но там остались незаполненные клетки — вам придётся выбрать одну из них. Повлиять на исход игры в этом поле вы уже не сможете, но хотя бы определите, где будет ходить ваш соперник.
  • А если соперник отправляет вас в уже заполненное поле, то в таком случае вы можете выбрать для хода любое из свободных полей.

А что делать, если в одном из маленьких полей у Вас сложится ничья?

Этот вопрос нужно оговорить заранее и принять один из двух вариантов:

  • поле считается ни за крестик, ни за нолик;
  • поле считается и за крестик, и за нолик.

Ну что, сыграем?

Для статьи использовались материалы: https://habr.com/ru/post/183764/