История самого жестокого и спорного школьного эксперимента
Сегодня мне хотелось бы напомнить Вам о психологическом эксперименте, проведенном школьным учителем истории из США, Роном Джонсом, над своими учениками-старшеклассниками в начале апреля далекого 1967 года.
В апреле десятиклассники проходили историю Второй мировой войны, и Джонс потратил пять дней занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме.
Начался он почти случайно: преподаватель объяснял школьникам, что такое диктатура, и дети никак не могли понять, почему немцы поддерживали нацистов.
«Ведь там людей убивали! — твердили ученики. — Как все могли просто смотреть на это? Они должны были возмутиться и свергнуть Гитлера!»
Ученики были твердо уверены, что и они сами, и их близкие обязательно восстали бы против фашистов.
И тогда учитель предложил: «Давайте проведем небольшой эксперимент, который поможет нам понять этих людей. Обещаю всем участникам поставить высокие оценки».
Так началось исследование, о котором и сам Джонс, и его подопечные молчали несколько лет, так стыдно им было за свое поведение.
День первый: сила дисциплины
В понедельник Рон Джонс долго и увлекательно рассказывал учениками о пользе дисциплины, приводя множество примеров того, как она помогала людям добиваться успехов во всех сферах жизни и деятельности.
«С сегодняшнего дня у нас появятся новые правила, которые помогут вам в жизни».
Рон приказывал ученикам вставать и садиться, принимать положение «смирно», выходить по команде из класса, и спокойно возвращаться на свои места, с энтузиазмом отвечать на вопросы учителя.
Школьникам понравилась новая «игра», и они охотно выполняли указания.
«Меня мучило множество вопросов. Почему ученики подчиняются власти, которую им навязывают? Почему они не удивляются или не сопротивляются этому „военному положению“? Когда и как все это кончится?»
В этот день Рон впервые испугался собственной затеи, но не прекратил эксперимента.
День второй: сила общности
Когда он зашел в класс во вторник, все ученики уже сидели в «правильной» позе, ожидая продолжения «игры». Почти никто из них не улыбался, зато многие были предельно сосредоточены, что очень не соответствовало привычному поведению обычно живого и шумного класса.
Джонс начал урок с того, что написал на доске две фразы: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности» и велел учащимся хором скандировать эти лозунги.
После этого он прочитал подросткам лекцию о том, как важно быть сплоченным коллективом, где каждый чувствует поддержку другого человека.
«Когда мы — единый организм, то можем добиться большего, чем поодиночке», — говорил Рон.
И школьники смотрели на своего преподавателя с восторгом.
В этот день Джонс спонтанно придумал название их организации, «Третья волна», потому что у моряков третьей называется самая большая волна, и приветственный салют для ее участников, поднятую к плечу изогнутую правую руку со сложенной лодочкой кистью, потому что она напомнила Джонсу гребень набегающей волны.
Ребята увлеченно вскидывали руку в приветствии, встречаясь друг с другом в коридоре, библиотеке, в спортзале и просто на улице, заинтересовывая своими действиями окружающих.
Информация об организации и эксперименте начала распространяться по гимназии.
День третий: сила действия
В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать всем участникам членские билеты.
Он рассказал о силе совместных действий, о необходимости того, чтобы каждый вносил свой вклад в общее дело и о привлечении надежных людей в органирзацию. Поведал о необходимости «работы с молодежью».
Трех учеников он назначил следить за порядком и соблюдением правил, но в процесс слежения и доносительства включились практически все члены движения.
«Я чувствовал себя очень одиноким и был несколько напуган. Хотя формально я назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, ко мне явились примерно 20 человек, чтобы сказать о том, что Аллан не отдал салют, а Джорджина критически отзывалась о нашем эксперименте» — отмечал впоследствии Рон.
Один из учеников, физически крупный подросток, захотел стать телохранителем у учителя, и с тех пор всюду следовал за ним.
Только три девочки-отличницы, которые выделялись успехами в учебе, пожаловались на эксперимент родителям: они были расстроены тем, что их способности перестали иметь значение в условиях «коллективизма».
В итоге Джонсу позвонил обеспокоенный раввин и спросил, что происходит. Преподаватель объяснил ему, что класс изучает особенности личности нацистов, и успокоенный священнослужитель пообещал позвонить мамам девочек и объяснить им, что всё в порядке.
Задумку учителя поддержала и администрация гимназии.
Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, а директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.
День четвертый: сила гордости
В четверг утром аудитория оказалась разгромленной отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объясняя своё поведение немецким пленом и просил понять его.
Дети сбегали с других уроков, чтобы послушать профессора, патрулировали школу, допрашивали других подростков, чтобы убедиться, что те верны идеологии «Третьей волны», и нападали на всех, кто говорил о движении что-то плохое.
Джонс стремился поскорее закончить свой эксперимент, который начинал приобретать все больший размах, грозя полностью выйти из под контроля.
Уже 80 подростков стали участниками движения, а Рон на занятии сообщил им о силе гордости, о том, что они представляют собой часть общенациональной молодёжной программы, чья задача — политические преобразования на благо народа. А сами подростки станут первыми представителями «золотой молодежи», оказавшимися на «гребне» «Третьей волны».
«Вы — избранные, которые изменят будущее нации. Гордитесь этим!» — говорил Джонс.
Учитель велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна, а затем он рассказал, что в других регионах страны также создаются сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
День пятый: разоблачение
В пятницу Джонс позвал нескольких своих знакомых, которые ходили по школе, изображая репортеров и фотографов. А к полудню в кабинет набились уже около 200 учеников, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся ранее школьными делами в принципе.
В центре зала стоял телевизор.
Джонс приказал детям показать журналистам то, чему они научились, и ученики принялись скандировать лозунги. После этого Рон включил телевизор, который транслировал лишь белый шум.
Профессор приказал подросткам смотреть на него, и все подчинились.
«Нет никакой «Третьей волны», — сказал он. — Вас использовали. Вами манипулировали. Вы повели себя так же, как жители Германии, и ничем не отличаетесь от них. Вы считали себя избранными. Как далеко вы бы зашли? Сейчас покажу вам». На экране замелькали кадры кинохроники: парады, восторженные толпы, вскидывающие руки в ритуальном приветствии, съемки из лагерей… Люди, которые на суде твердили: «Я лишь выполнял приказы. Я делал свою работу».
Школьники были потрясены.
Кто-то выскакивал из зала, кто-то плакал. Некоторые закричали, что они совсем не похожи на немцев и вели себя так только потому, что участвовали в эксперименте. Телохранитель Рона Роберт рыдал в голос, а взрослые молчали.
Только директор, который до конца не осознал всю чудовищность проведенного эксперимента, продолжал улыбаться.
Джонс в жестокой форме наглядно продемонстрировал, как легко обычные дети следуют за диктаторами и превращаются в агрессивных фанатиков.
Рон Джонс проработал после этого в гимназии еще два года, после чего ушел из школы и стал психологом, помогающим людям с тяжелыми психическими заболевания.
Он написал книгу о своем педагогическом опыте, в том числе о «Третьей волне» (Джонс, Рон. Третья волна // Практикум по социальной психологии. — СПб. : Питер, 2000.).
Впоследствии многие люди обвиняли профессора в неэтичном поведении и жестокости этого эксперимента, но тот и не спорил с критиками. В одном из интервью Джонс сказал, что не гордится своим экспериментом, а потом добавил, что на «Третьей волне» поднялись середнячки и изгои, которые наконец почувствовали себя нужными, а самые талантливые дети при этом оказались на дне.
В 1981 году Тод Штрассер написал роман для подростков «Волна», в котором описывается психологический эксперимент Рона Джонса.
В 2008 году вышел немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна«, а в 2011 году в США вышел документальный фильм «Lesson Plan«, включающий интервью с участниками эксперимента.
Другие статьи о психологических экспериментах на нашем сайте: