Автор статьи: Наталия Ключ
педагог дополнительного образования,
преподаватель онлайн-школы
«Мастерские знаний«

КАК СЮЖЕТ КУРСА ПОМОГАЕТ ФОРМУЛИРОВАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ТРИЗ

Недавно в «Мастерских» прошел первый тренинг по созданию сюжетного курса. Наш главный сюжетостроитель — Наталия Ключ — рассуждает о том, как в сюжете занятия задать ограничения, помогающие детям искать решения проблем, опираясь на реальные (а не волшебные) свойства объектов.

На наших занятиях мы осваиваем изобретательские приемы мышления, придумывая необычные предметы.

Конечно, я заинтересована, чтобы решение, предложенное ребенком, было приближено к реальности, чтобы его хотя бы гипотетически можно было бы реализовать. (Гипотетически, учитывая возраст детей и их опыт, а также ограничения формата занятий).

То есть, если ребенок смог использовать в своей идее физэффекты, изученные на занятиях или извлеченные из личного опыта, то я такое всячески приветствую и считаю более сильным решением. А использование волшебства или всемогущей «КНОПКИ» я засчитываю как решения только у новичков, которым еще очень важна психологическая поддержка. И затем я все более настойчиво задаю «волшебникам» вопросы о деталях и подробностях, как же это все-таки может быть устроено, если бы мы такое захотели проделать в реальности. 

Сформулировать учебную задачу в этом случае может помочь сюжет курса.

С одной стороны, он задает поле ресурсов, которые встречаются в мире сюжета и окружают героев. С другой стороны, он задает ограничения в этих ресурсах. Например, выдает нам в распоряжение более простые устройства (понятные ребенку), или описывает «обедненную» среду, которую придется использовать более изобретательно. То есть, по сюжету герои нашей задачи должны оказаться в условиях, более простых, «аналоговых» (в противовес «цифровым» условиям современности).

Какие ходы для ограничения ресурсов в сюжетах задачи пока удалось нащупать:

  1. Сюжет задачи происходит в старину. (Например, в домах еще нет электричества и пластмасс, или транспорт только гужевой).
  2. Сюжет происходит в сказочной стране или другом мире, там вообще другая среда или законы природы. Поэтому мы можем использовать только ту малую часть предметов, которые аналогичны ситуациям в нашем мире, остальные объекты своенравны и создают проблемы. (Например, все предметы живые и отказываются нам помогать, кроме нескольких).
  3. Необычный предмет, который мы придумываем, помогает решить не бытовую, а отношенческую или информационную задачу. (Например, в сказке принц попал в плен к врагам. Но он с детства умеет ткать ковры, и охрана готова носить эти ковры на продажу за львиную долю выручки. Как с помощью ковра передать своим весточку о себе так, чтобы охрана не заметила?)
  4. Сюжет происходит в сказке, но злые силы ограничили возможности героя: он изгнан в бедную ресурсами среду или заколдован и ограничен в возможностях. (Например, его изгнали в пустыню, или он может оперировать только предметами на букву «р»).
  5. Мы в футуристическом космосе на космическом корабле, но корабль поврежден метеоритом и все футур-функции корабля не действуют. Работаем по старинке. (Например, заклеиваем дырки в стенах скотчем, попутно придумывая новые виды скотча для разных ситуаций).
  6. Герои в лесу в походе, и используют только то, что вокруг и в рюкзаках. (Например, придумывают игру из природных материалов.)
  7. Герои попали на необитаемый остров вдали от цивилизации. (Например, они должны как-то организовать способы доставки воды из труднодоступных скал в свое убежище из подручных средств.)
  8. Герои — наши современники. Но они исследуют старый заброшенный дом, и в их распоряжении – только то, что в нем сохранилось. (Например, предметы из разбитой оранжереи или в заброшенной библиотеке).
  9. Герои – мы, и по условию задачи используем то, что лежит у нас на столе. (Например, предложите новое использование имеющихся упаковок и крышек).
  10. Использовать можно что угодно, но задача представляет собой изменение только одного признака системы. В этом случае, даже если мы используем современные гаджеты, то будем вынуждены использовать не все их волшебство, а конкретную функцию.  (Например, для сценического костюма нужна ткань, которая поменяет цвет во время представления. Какими способами мы можем это сделать? Как может быть устроена такая ткань?)
  11. Использовать можно все, но для создания только для конкретного предмета с конкретной функцией. (Например: музей хочет сделать экспозицию по истории елочной игрушки. Решили сделать вместо витрин стилизованные елки для каждого вида игрушек: старых бумажно-ватных, для игрушек военного времени, для современных электрифицированных, для игрушек сказочной или космической тематики. Задача: предложите дизайн каждой елки.)

Если вы тоже придумываете сюжетные задачи для развития творческого мышления, буду рада, если эта копилка решений окажется вам полезной. А может быть, и у вас есть свои способы, как «ограничить» среду в задаче, «обогатив» ее доступными детскому пониманию ресурсами?

Источник статьи: https://otsm-triz.ru/blog/910781?fbclid=IwAR1YVTVsBlk-3jfaGihuz20jxgO5GDQIuiPK0WHwd6HJww2CdrnvPM6wGT4