Последние два дня в Интернете гуляет картинка под названием «Единственная прижизненная фотография А. С. Пушкина».

К ней прилагается вот это описание:

«Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия».

Возможно ли такое?

Обратимся к энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона:

(http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%8F)

Он  расскажет нам о том, что:

Дагерротипия — первый практически примененный способ фотографирования с натуры, изобретенный в 1838 г. парижанином Дагерром, от которого и получил свое название. Часть своего открытия Дагерр должен, однако, разделить с Никиф. Ньепсом, с которым совместно работал несколько лет и труды которого были прерваны лишь рановременною его кончиной в 1833 г.

19-го августа 1839 г. этот способ был обнародован Дагерром в заседании франц. акд. наук, открыв собою эру новой обширной отрасли промышленности и указав человечеству новое орудие для познания и испытания природы. Способ этот основан на разложении иодистого (а так же бромистого и хлористого) серебра от действия световых лучей (см. Фотохимия). Серебряная или медная, тщательно посеребренная пластинка после хорошей полировки подвергается в темноте действию паров иода в течение от 0,5 до 3-х минут (можно затем подвергнуть пластинку действию паров брома в течение 20—30 секунд, но это не необходимо). Затем в кассете (см.) пластинка переносится в камеру-обскуру и подвергается действию света, воспринимая желаемое изображение (см. Камера фотографическая).

Подвергнув затем пластинку действию паров ртути в темноте (ртуть при этом должна быть нагрета до 50—60 Ц°.), получают на блестящей поверхности пластинки позитивное изображение снятого предмета. Пластинку затем необходимо промыть в 20% растворе сернокислого натрия для удаления неразложившегося иодистого и бромистого серебра, чем достигается так назыв. закрепление изображения. Для придания более приятного тона и большей прочности изображению хорошо промытую пластинку обливают раствором 1 части хлористого золота в 1000 воды и нагревают ее на спиртовой лампочке. Промыв и высушив пластинку, получают готовый дагерротип.

Более 10 лет Д. была единственным практическим способом фотографического воспроизведения, но затем позднейшие усовершенствованные способы окончательно вытеснили ее из употребления; однако и до наших дней сохраняются многие драгоценные работы, полученные этим путем. Причины совершенного исчезновения Д. из практики состоят в сравнительно малой чувствительности пластинок, приготовленных вышеописанным способом, в неудобстве и тяжести ее отпечатков и в том еще, что для каждого отдельного экземпляра снимаемого изображения необходимо непосредственное фотографирование, чем затруднено размножение снимков. В заключение приведем один из простейших способов обновления потускневших и побуревших от времени дагерротипов.

Тщательно промытую пластинку погружают в теплый раствор 1-й части цианистого калия в 100 ч. воды. Если через минуту недостаток не исчез, пластинку осторожно протирают, погружают еще на 1 минуту в тот же раствор и тщательно промывают водою. Недостаток в большинстве случаев исчезает совершенно, и изображение приобретает прежнюю выразительность. Надо помнить, что цианистый калий ядовит и потому посуду и руки нужно тщательно вымыть по окончании операции.

Проживи Пушкин хотя бы на 2 или 3 года больше, сегодня мы, вполне возможно, смогли бы видеть его фотографию, а точнее, дагеротип.

Ведь именно в год смерти поэта, в 1837-м, парижский художник Луи Жак Манде Дагер сделал первый в истории полноценный фотографический снимок на медной пластине, покрытой светочувствительным составом на основе серебра.

«Я окрестил свой процесс так: дагеротип»,- запишет Дагер 28 апреля 1838 года.

Действительно, грустно… Ведь это было бы так здорово — увидеть, как на самом деле выглядел Александр Сергеевич!

Кстати, и качество дагеротипов было отменное!

В 1848 году американцы Чарльз Фонтейн и Уильям Портер сделали одну из самых знаменитых в истории фотографии серий панорамных изображений — вид береговой линии Цинциннати.

Восемь дагеротипных пластинок размером 6,5 на 8,5 дюйма запечатлели набережную города. Несколько лет назад эти дагеротипы отправили на консервацию.

Когда реставраторы взглянули на дагеротипы через рассекающий микроскоп (еще его называют стереомикроскопом, он позволяет получать качественные 3D-изображения), то буквально обалдели: картинка на дагеротипах оставалась контрастной даже при 30-кратном увеличении!

Изображение остается настолько четким, что можно рассмотреть занавески на окнах и спицы в колесах экипажей.

Журнал Wired (август 2010 года), который сообщил об этой истории, подчеркивает: для того, чтобы сделать такого качества снимки цифровой фотокамерой, нужна матрица с разрешением 140 тыс. мегапикселей.

А вот совсем недавняя информация, которая помогает почувствовать ту бездну, которая отделяет возможности современной цифровой фототехники от аналоговых дагеротипов середины позапрошлого века. Компания Canon представила матрицу для цифровых фотокамер с рекордным разрешением. При физических размерах 29,2 на 20,2 мм ее разрешение составляет около 120 мегапикселей. То есть на три порядка — в тысячу раз! — меньше, чем разрешение дагеротипов Фонтейна и Портера.

Вот так-то!

Источники: