У каждого из тех, кого мы привыкли называть великими в жизни были свои собственные сложности, взлеты и падения, в том числе и в школьные годы, преодолевая которые, в конечном итоге, они и стали великими. И далеко не всеми своими поступками они гордились в последствии…

И, конечно же, этих историй существует гораздо больше, как и самих великих людей.

  • Марк Твен притворялся по утрам мертвым, чтобы не идти в школу. За плохое поведение его сажали на женскую сторону класса, но он не считал это наказанием (по воспоминаниям его матери Джейн Клеменс и дочери Сюзи Клеменс);
  • Дмитрий Менделеев ненавидел в гимназии латынь и заставлял отца делать за него домашние задания по этому предмету (по воспоминаниям его ученицы и лаборантки Ольги Озаровской);
  • Как-то Владимир Набоков нарисовал карикатуру на своего домашнего учителя. Тот показал ее родителям со словами: «Вот последнее произведение вашего дегенеративного сына» (по воспоминаниям Набокова);
  • Принимая Максимилиана Волошина в гимназию, директор предупредил его мать, что идиотов исправить невозможно (по воспоминаниям Волошина);
  • Однажды директор школы порол Джорджа Оруэлла до тех пор, пока у хлыста не отлетела рукоятка (по воспоминаниям Оруэлла);
  • Даниил Хармс приносил в школу валторну и играл на ней во время уроков, а если учитель хотел поставить ему двойку, давил на жалость и назывался сиротой (по утверждению его биографа Александра Кобринского);
  • Джеймса Джойса одноклассники однажды избили из-за того, что он считал Байрона лучшим из поэтов (по воспоминаниям его брата Джона Джойса);
  • Когда Сальвадор Дали понимал, что его могут вызвать к доске, он прятался под лавку и закрывал лицо руками. Тогда учителя разрешали ему выйти из класса и погулять в саду, чтобы успокоиться (по воспоминаниям Дали);
  • Пабло Пикассо ненавидел школу, и няне приходилось буквально вносить его на занятия. Спустя какое-то время ему удалось убедить своих родителей в том, что духота в классе пагубно отражается на его здоровье, и его перевели в частный колледж (по утверждению его биографа Анри Гидель);
  • Николая Гоголя одноклассники за его мрачность прозвали Таинственный Карло — в честь героя романа Вальтера Скотта (по воспоминаниям его одноклассника Александра Данилевского);
  • Ивана Бунина директор однажды при всем классе назвал тупоголовым. Бунин в ответ назвал его остроголовым (по свидетельству Александра Бахраха со слов Бунина);
  •  Михаила Лермонтова одноклассники называли лягушкой (по воспоминаниям его одноклассника Андрея Миклашевского);
  • Владимир Маяковский удивлял учителя по Закону Божьему своим взглядом на грехопадение. Он считал, что для Адама необходимость в поте добывать свой хлеб была благом — ведь каждый должен работать (по воспоминаниям его учителя подготовительного класса Платона Цулукидзе);
  • Учитель Александра Блока как-то оставил запись в его дневнике: «Блоку нужна помощь по русскому языку» (по воспоминаниям его тети Марии Бекетовой);
  • После уроков алгебры Михаил Булгаков и товарищи стояли на головах, что поставить мозги на место (по воспоминаниям его сестры Надежды Земской);
  • Антон Чехов не любил ходить в гимназию в форменных брюках и предпочитал клетчатые панталоны. Когда за это его ругал директор, Чехов утверждал, что брюки у него украли (по воспоминаниям его одноклассника Александра Вишневского);
  • Как-то Михаилу Зощенко показалось, что, вызывая его к доске, учитель произнес его фамилию с издевательской интонацией. После урока Зощенко догнал учителя и обещал плюнуть в него, если это повторится (по утверждению его биографа Бернгарда Рубена);
  • Однажды учитель словесности в гимназии Корнея Чуковского рассказывал об устаревших словах и предрекал слову «отнюдь» скорую смерть. Чуковскому стало жалко слово, и он подговорил своих одноклассников вместо «нет» использовать «отнюдь». Администрация гимназии посчитала это нарушением дисциплины и оставила Чуковского без обеда (по воспоминаниям Чуковского);
  • У Ингмара Бергмана срабатывал рвотный рефлекс каждый раз, когда его приводили в школу (по воспоминаниям Бергмана);
  • Максима Горького одноклассники обзывали «бубновым тузом» за желтую рубаху, в которой он ходил в школу (по повести «Детство»);
  • В первый же учебный день директор выгнал Диего Риверу из школы, крича ему вдогонку: «Дерзкий сопляк, маленькое чудовище!» Что послужило причиной, точно неизвестно: то ли Ривера усомнился в умственных способностях директора, то ли швырнул в одноклассника чернильницу (по утверждению его биографа Льва Осповата);
  • Михаила Пришвина отчислили из прогимназии после того, как на уроке он сказал учителю географии: «Слушайте, козел! Если вы не прекратите придираться ко мне, я вам морду разобью!». Учителем географии был Василий Розанов, его ненавидели все ученики (по воспоминаниям его одноклассника Николая Семашко);
  • Преподаватель словесности Велимира Хлебникова был очень недоволен учеником — он считал, что у Хлебникова есть способности к литературе, но он их губит стремлением к «необычайным выражениям» (по воспоминаниям его одноклассника Бориса Денике);
  • Александра Грина исключили из училища за то, что он переделал стихотворение Пушкина «Собрание насекомых», высмеяв в нем школьных учителей (по воспоминаниям Грина);
  • Одноклассники прозвали Перси Шелли Безумным Шелли и почти каждый вечер издевались над ним — они окружали его, забрасывали комьями грязи и хором выкрикивали его имя (по утверждению его биографов Яна Гилмора и Джеймса Биери);
  • Томаса Эдисона школьные учителя признали «ограниченным» учеником (по утверждению его биографа Скотта Тила);
  • Однажды домашний учитель Анри Сен-Симона решил выпороть его за пренебрежение уроками. Пока он подготавливал розги, Сен-Симон молча вынул из кармана перочинный нож и вонзил лезвие учителю в ягодицу (по утверждению его биографа Станислава Вольского);
  • Роберта Стивенсона в детстве мучили повторяющиеся ночные кошмары, в которых ад и божья кара сливались со школьными заданиями (по воспоминаниям Стивенсона);
  • Алексея Толстого одноклассники называли Ленька-квашня (по воспоминаниям его матери Алексадры Бостром);
  • Фенимора Купера отчислили из колледжа за то, что он заложил порох в замочную скважину двери студенческой комнаты и поджег его (по утверждению его биографа Дэвида Маккалоу);
  • В коллеже, в котором учился Оноре де Бальзак, провинившихся учеников запирали в чулан. Бальзак стал рекордсменом этого наказания — однажды он просидел в чулане целую неделю. Из коллежа его в результате исключили с формулировкой: «Обладает всеми качествами, кроме тех, которые нам подходят» (по утверждению Бальзака в письме к матери);
  • Валерия Брюсова одноклассники иногда били до шести раз в день (по воспоминаниям Брюсова);
  • Однажды Дмитрия Мережковского отправили в карцер из-за расстегнутых пуговиц на мундире. Мережковский был очень горд наказанием и воображал себя подвижником первых веков христианства, брошенным язычниками в темницу (по утверждению его биографа Юрия Зобнина);
  • Однажды, отвечая на уроке латинского, Сомерсет Моэм замялся, и учитель накричал на него: «Разевай рот, тупая скотина! Говори!» (по воспоминаниям Моэма);
  • Если Федора Шаляпина вызывали отвечать урок, которого он не знал, он корчил идиотскую рожу (по воспоминаниям Шаляпина);
  • Евгений Баратынский организовал в училище общество мстителей, члены которого прибивали гвоздями шляпы учителей к подоконникам и резали их шарфы (по признанию самого Баратынского в письме Василию Жуковскому);
  • Во время утреннего пения перед началом занятий Джек Лондон всегда стоял молча. Когда от него потребовали объяснений, он заявил, что учительница сама не умеет петь, фальшивит и испортит ему голос (по утверждению его биографа Ирвинга Стоуна);
  • Николай Лобачевский часто хулиганил в гимназии, и его учитель повторял ему: «Послушай, Лобачевский, из тебя со временем выйдет разбойник» (по утверждению его биографа Елизаветы Литвиновой);
  • Поль Гоген очень плохо учился, и один из его учителей однажды сказал его матери: «Из этого ребенка выйдет либо кретин, либо гений» (по утверждению его биографа Анри Перрюшо);
  • Однажды Карла Юнга случайно сбил с ног одноклассник. Юнг потерял сознание, а когда пришел в себя, обрадовался, что в ближайшее время не придется ходить в школу. В следующие шесть месяцев он падал в обморок каждый раз, когда приходил в школу или садился за уроки. Впоследствии Юнг утверждал, что благодаря этому открыл невроз (по воспоминаниям Юнга);
  • Нильс Бор в школе не понимал формальных требований к сочинению и выражался предельно кратко. Его сочинение на тему «Как я провел выходные» выглядело так: «Мы с братом ходили в гавань. Там мы видели, как приплывают и уплывают корабли» (по утверждению его биографа Йенса Томмерупа);
  • Николай Бердяев ненавидел зубрежку и конспектирование, что отражалось на его оценках: в историю пажеского корпуса, где он учился, он вошел благодаря единице по 12-балльной шкале за экзамен по Закону Божьему (по воспоминаниям Бердяева);
  • Родители Константина Станиславского считали школьное образование «карой Божьей» и легко относились к плохой успеваемости. Когда Станиславский завалил экзамен по латыни, отец купил ему в утешение дорогую породистую лошадь (по дневниковому свидетельству Станиславского);
  • Однажды Луиса Бунюэля без всякой причины пнул надзиратель коллежа и назвал его клоуном (по воспоминаниям Бунюэля);
  • Федерико Феллини на уроках рисовал в тетрадях голых женщин и страшных монстров. Однажды учитель поймал его за этим и решил, что монстр — это карикатура на него. Это возмутило его до такой степени, что до голых женщин он не долистал (по воспоминаниям Феллини);
  • Однажды Айседоре Дункан задали написать сочинение на тему «Моя жизнь». Дункан просто перечислила все адреса, на которые переезжала ее семья из-за ухудшавшейся с каждым годом финансовой ситуации. Учительница решила, что Дункан над ней издевается, и вызвала в школу родителей (по воспоминаниям Дункан);
  • Однажды Александра Пушкина вызвали решать задачу у доски. Пушкин долго молча писал какие-то формулы, а на вопрос учителя, чему же равняется икс, улыбаясь, ответил: «Нулю!» Учитель посадил его на место со словами: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем» (по воспоминаниям его одноклассника Ивана Пущина);
  • К Анне Ахматовой постоянно придиралась начальница гимназии: то Ахматова не так сидела, то платье неправильно застегнула. Ахматова была уверена, что это из-за того, что она кокетничала на катке с ее сыном (по свидетельству Ахматовой в беседах с Лидией Чуковской);
  • Франсуазу Саган исключили из школы за то, что она от скуки повесила в дверном проеме бюст Мольера (по утверждению Саган в интервью журналу Mercure de France);
  • Чарльз Дарвин считал, что ничто так пагубно не отразилось на развитии его умственных способностей, как годы, проведенные в школе (по воспоминаниям Дарвина).

Источник статьи: https://www.kommersant.ru/doc/4061013