Автор статьи:
Лисичкина Татьяна Васильевна
«Театр «В нЕкоем царстве»

Об авторе: Татьяна Васильевна Лисичкина – человек-театр, человек – кукольный театр, и человек – детский театр. Педагог, режиссёр, актриса, художник и кукольный мастер, — она, словно пришла из другого времени, когда было естественно жить в целостном мире, не разделённом на ведомства и узкие профессиональные кланы, на «работу» и «жизнь».

Татьяна Васильевна много лет проработала в школе, и сделала за это время почти невозможное – помогла каждому ребёнку начальной школы стать автором, творить самостоятельно, отвечая за свой творческий продукт от замысла до воплощения.

Но и сама Татьяна Васильевна, подобно человеку эпохи Возрождения, — автор своей судьбы. Она не страшится изменений. И всё, что многих из нас может привести к разочарованию и краху, помогает ей выйти на новый уровень творчества и открытий.



I.Таня и куклы

… А ведь в детстве я совсем не умела играть в куклы, как остальные девочки. Мне никогда не было интересно ухаживать за покупными Машей и Аней, будто я их мама…

Как же и когда всё началось? Теперь уже трудно понять…

… Может, тогда, когда на моё десятилетие мама подарила мне перчаточную куклу – котёнка Марсика? Помню, как в ГУМе его покупали. Помню, как ходила с ним по улице, по нашей Манежной, потихоньку вертя его головой и мурлыча; думала, что прохожие принимают его за живого кота, иначе – зачем бы они так долго и внимательно провожали нас взглядами. Марсик и сейчас живёт у меня. В прозрачной коробочке на полке.

… А может, ещё раньше, когда мне было года три? Тогда произошла моя первая встреча с кукольным театром, который приехал к нам в детский сад. Ох, какие непослушные медвежата на ширме бегали, подушками дрались! Восторг!

… А может, в шестом классе, когда я, собрав одноклассниц, «выпустила в свет» свою первую режиссёрскую кукольную работу? Правда, пришлось быть не только режиссёром, но и драматургом, и мастером по изготовлению кукол (из тряпочек и мотков вязальных ниток), и администратором, и, конечно же, исполнителем главной роли … Помню, как завуч не поверила, что мы сами, без взрослых. Помню, как после спектакля она восторженно произнесла: «Надо было видеть их глаза!» Это про зрителей-малышей. А я почему-то не обрадовалась похвале, вернее, не приняла её всерьёз. Как «почему-то»? Точно знаю, почему: мой внутренний режиссёр видел все недочёты нашей работы на сцене и говорил мне: «Могли бы лучше, но не сделали!»

… Нет, наверное, тогда, когда лет в двенадцать сделала свою первую «настоящую» перчаточную куклу? Информации, как «по правилам» это делать, нигде найти не могла (ну не было тогда Интернета!). И вдруг в книге Василенко «Золотые туфельки» про мальчика Артёмку совершенно неожиданно для себя обнаружила очень подробное описание того, как клоун делает Петрушку. Вот спасибо автору!

… Или когда, примерно в этом же возрасте, мечтала и приставала с этими мечтами к старшей вожатой Наташе: давайте построим (именно построим! я уже и место присмотрела!) школьный кукольный театр «Петрушка»!

… О, ещё вспомнила! Во время учёбы в педагогическом училище (самом лучшем! Педагогическом училище №1 имени К.Д. Ушинского) для одного из выступлений нашей группы подговорила девчонок сделать именно кукольный спектакль про нас. И круто придумала: мы записали на магнитофон голоса наших учителей и, когда «они-куклы» выходили на сцену, звучали их реальные голоса, хотя «они-люди» сидели в зале!

… Нет, наверное, всё-таки, когда в трудные 90-е годы пришла работать в детский клуб, чтоб вести занятия в театральной студии. Несколько «драматических» групп у меня было и одна «кукольная». Да, именно тогда я поняла, что кукольный театр – потрясающее средство в работе с детьми! Именно он разрешает быть свободным в фантазиях и в жизни!

II Воробьишки

… А потом вдруг встретила Римму Лазаревну, вернее, просто Римму (мы вместе учились в любимом МПУ №1), которая к тому времени стала завучем в начальной школе и, конечно, позвала меня к себе.

Это было золотое время: позволено творить! «Развивающая среда – начальная школа» – так, кажется, называлась наша программа. Общеобразовательные предметы чередовались в расписании с дополнительными: математика – бальные танцы – чтение – ЛЕГО – информатика – музыка – английский… Длинный учебный день вовсе не казался детям длинным, они не успевали уставать! Вот в эту экспериментальную программу очень здорово вписывался новый предмет «Театр», который было предложено вести мне, и который очень скоро стал любимым у ребят.

К тому времени я уже кое-что знала о театральной педагогике: курсы при МИПКРО – МИОО помогли. А чуть позже Автономное Некоммерческое Объединение «Пролог» занялось моим образованием и воспитанием, за что ему – нижайший поклон!

Но уж дальше – дело творческое! И я стала творить!

На уроках мы с ребятами играли – говорили – сочиняли. Сочиняли спектакли, которые в конце учебного года представляли публике на школьном театральном фестивале «Воробьишко». Спектакли, в которых играли все дети! Спектакли по мотивам любимых книг, которые выбирали сами дети! Спектакли, в которых драматургическая основа сочинялась самими детьми! Спектакли без готовых текстов, которые надо заучивать! Спектакли, в которых роли распределялись самими детьми!.. И ещё много чего сами!

Конечно, рядом постоянно – учитель! Но – рядом, а не во главе! Несколько лет назад 20-летняя наша выпускница случайно оказалась на одном из уроков и – вдруг! – с удивлением поняла, как приходится «выворачиваться наизнанку» учителю, чтоб дети до многого дошли сами. Конечно, так работать гораздо труднее, но зато гораздо интереснее! И главное – пользы для детей несравненно больше!

Как же это было?

Один раз в неделю на урок театра (40 минут) ко мне приходила половина класса (12 –15 человек). Каждая такая компания (из второго, третьего или четвёртого класса) готовила свой спектакль на 20 – 40 минут. В марте-апреле все эти работы становились достоянием публики (одноклассников из другой группы, друзей и родителей всего класса). Этого количества зрителей нам вполне хватало: во-первых, наш зал не вмещал более 50 человек, во-вторых, энергии маленьких актёров на большее и не хватило бы.

Перед показами на уроках ИЗО дети делали афишу и программки к своему спектаклю. А после фестиваля я вывешивала при входе в школу «фотоотчёт» на восьми ватманских листах. Какие живые, яркие лица были на этих фотографиях!

Пока я вела урок театра одна, «в свет» ежегодно выходило 26 -28 спектаклей. Когда появились коллеги, количество работ осталось прежним, но стало полегче: на каждого учителя всего 13 -15!

Я несколько раз задавала себе вопрос: не получаются ли наши спектакли непрофессиональными, примитивными? И всякий раз честно отвечала: да, порой период работы над спектаклем оказывался «продуктивней» показа, не всегда зрители видели в результате «красивую картинку». Но не надо этого бояться! Не картинка была нашей целью, а сосуществование, движущее нас по дороге жизни!

Хотя, положа руку на сердце, очень трезво глядя на спектакли как бы со стороны, я видела, что более половины работ выходили на очень высокий (с профессиональной точки зрения) уровень!

Как же проходил процесс работы над спектаклями?

После того, как в начале учебного года мы с ребятами, в ходе театральных упражнений-игр-бесед, с радостью начинали чувствовать себя командой, начиналась непосредственная подготовка.

  1. Дети получают задание: задуматься, в героев какой любимой книги им хотелось бы поиграть?
  2. На следующей встрече, сидя в кругу, рассказываем о своём выборе. Если история знакома нам, мы киваем головой в знак согласия. Если нет – поднимаем руки, как бы прося рассказать поподробнее или сюжет, или самый интересный фрагмент, или просто перечислить персонажей книги. В конце урока – новое задание: те, кто хочет, чтобы в спектакль превратилась именно его история, должны за неделю постараться заинтересовать в этом других (с помощью рассматривания иллюстраций, пересказов отрывков, озвучивания каких-то режиссёрских придумок…) Решаем, что действовать будем честно, не сговариваясь «за» или «против» кого-то из учеников. Победить должна именно книга! И ни в коем случае не принимать решение до нашей встречи!
  3. Следующий этап. Объединившись по названию книги в небольшие (обычно – 3-5 человек) группы, в стороне от других, придумать и попробовать показать маленький отрывок из этой самой книги. Можно, чтоб не все в показе отрывка потом участвовали. Можно, наоборот, одному человеку сыграть несколько ролей. Можно не показывать, а рассказать, как видите эту сцену. Любым способом – заинтересовать в своей истории как можно больше ребят из других компаний! В процессе работы на этом этапе разрешено переходить из одной компании в другую – потому что изменил мнение или, отыграв в своём отрывке, помочь друзьям из другой компании. Показываем. Но! решение пока не принимаем! На это уходит обычно 2 занятия – увидеть всех! На переменах, после уроков – обсуждения часто продолжаются, порой очень горячо.
  4. Следующая встреча. Круг. По очереди называем книгу, которая кажется наиболее подходящей для «превращения нами в наш спектакль». Если человек поменял своё первоначальное мнение — это нормально, захочет – объяснит, почему. Считаем голоса. Принимаем решение. Если кто-то расстроен тем, что не его книга «победила», напоминаю, что далеко не всегда жизнь идёт по нашему плану, но настоящий актёр «может влюбить себя в любую роль». Получаем очередное домашнее задание: читать выбранную группой книгу. Разрешено слушать аудиокнигу. Нельзя смотреть экранизацию этой книги, вспоминаем, что это, скорей всего, ограничит нашу фантазию.
  5. Конечно, не все прочитали. Но говорим о том, что в этом случае они сами у себя отнимают возможность стать авторами спектакля, придётся быть лишь исполнителями чужих идей. На многих действует – бегут в библиотеку, читают. Начинаем работать над драматургической основой будущего спектакля. Часто ребята «рвутся в бой»: давайте роли распределять! Тогда резонно объясняю, что пока мы не знаем, кто нам вообще в спектакле понадобится.Конечно, опять круг. Я зарисовываю схему и записываю общие мысли. Определяем, чьими глазами будем смотреть на события, кому будем сопереживать больше других – это главный герой. Какую цель он поставит перед собой в начале? Дойдёт до неё? Вот вам и завязка с развязкой. А сейчас как будто микроскоп возьмите и постарайтесь разглядеть свою картинку: что происходит в момент завязки на нашей сцене? Выслушиваем все варианты. С жаром подхватываем наиболее «крутой».Дальше – события-препятствия на пути героя к цели. Без чего не обойтись, а что можно пропустить? Их порядок потом может поменяться, главное – обозначить их. А что произойдёт на сцене, когда герой поймёт, что теперь до цели дойдёт? Что изменит ход событий? Ага, это кульминация. Какие шаги придётся ещё сделать до цели? Какой картинкой завершим историю? Ну, может, у нас ещё будут экспозиция и эпилог? – всё в наших руках, если надо. Есть схема! Теперь, исходя из неё, пишем, без кого нам не обойтись. А количество ролей – сколько нас. Да, кто-то сможет сыграть две роли, но опыт показывает, что «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». И опять задание: попробуйте «примерить на себя» роль или роли, которые вам наиболее интересны.
  6. Распределяем роли. Идём по порядку – сверху вниз. Все, кому наиболее интересна эта роль – на сцену. Вот такая ситуация сейчас – действуйте! А что и как скажете в этом случае? Извините, мы не успели разглядеть каждого из вас, попробуйте теперь по отдельности. Теперь, актёры на сцене, закройте глаза. Все, кто наблюдал за их действиями, примите своё решение. Встаньте вокруг того, кому, на ваш взгляд, эта роль подходит больше. Это «закрытое голосование» (потому что у актёров глаза закрыты). Считаем жестами, молча. Те, кто голосовал, возвращайтесь на места. Только теперь актёры открывают глаза. Это твоя роль, садись. А вас, дорогие коллеги, поздравляю с тем, что у вас появляется возможность получить роль, которая подойдёт вам гораздо больше, чем эта! Без роли никто не останется. И лично мне, будь я на вашем месте, было бы гораздо интереснее сыграть не «главную», а эпизодическую роль, которая в книге вообще не прописана,- вот простор для творчества!
  7. Начинается самое интересное: пробуем придумать отдельные сцены и пробуем сыграть! Кто участвует в этой сцене? Что хочет делать каждый из вас, какая у каждого задача? Идите в сторону, попробуйте придумать, как будете добиваться своего, что при этом говорить. Все, кто не занят в этой сцене, — можете помочь как режиссёры. Объединившись в компании, договоритесь, кто из вас «как будто» кто, придумайте свой вариант этой сцены. Давайте посмотрим все придумки. Готовы «подарить» свои идеи друзьям? Те, кто участвует в этой сцене, выбирайте предложенный вариант. Оставляете свой? Имеете полное право. Не забудьте поблагодарить тех, кто предлагал вам другие идеи.
  8. Попробуем «склеить» сцены. Может, стоит что-то поменять местами? А из какой кулисы ты выйдешь? Но в предыдущей сцене ты ушёл за другую кулису. Успеешь перейти? А ты не перекрываешь других? Теперь тебя не видно. Вот, наверное, так. Запомните своё расположение на сцене.
  9. «Склеиваем» всё! Пока все сидим в зале, идём за кулисы только перед своей сценой. Зачем? Чтоб все видели всё. Чтоб во время спектакля не толпились в кулисах, желая разглядеть, как друзья играют, — вы это сейчас увидите. Чтоб, если понадобится, могли заменить друг друга. И, если это случится, вам придётся договариваться самим, без меня. Потому что готовиться к спектаклю, надевать костюмы вы будете в своём классе и придёте в зал по расписанию, во время своего урока. До вас и после вас – другие классы. Я успею только свет и звук вам подготовить. Поэтому – всё, что можете – сами!
  10. Генеральная репетиция. Вот теперь – все за кулисы! Пробуем с музыкой и светом. И договоримся, как будет выглядеть ваш поклон и представление каждого актёра. Ну, до встречи на спектакле!

Вот очень примерно и коротко процесс подготовки. На самом деле на каждом занятии мы ещё обязательно говорим «о жизни» — сказочной и реальной, сами сюжеты нас к этому подталкивают. Бывает, что всю встречу проговорим, а ребята рады: где ещё, на каком уроке можно так порассуждать о главном. И, конечно, по ходу работы осваиваем такие понятия, как «мизансцена», «диалог», «четвёртая стена» и т.п. Тексты для заучивания дети никогда не получают. Прочитал книгу, «превратился» в одного из героев – действуй как он, говори как он!

Ребята, прошедшие через эти наши «проекты» (как нынче принято называть), лучше других своих сверстников умеют думать, высказывать свои мысли и отстаивать их, лучше других формулируют фразы и произносят их совершенно осознанно, умеют порой «брать власть в руки», а порой — подчиняться, соглашаясь с мнением товарищей…

«Воробьишко» очень скоро стал огромным школьным событием, которого ждали все: дети, учителя, родители. Самые яркие и правдивые актёры получали награды – маленькие мягкие игрушки – воробышки. Их шили на одной из фабрик по нашему заказу (это — когда удавалось уговорить «спонсора» — директора нашей началки, Алексея Анатольевича Муранова; во многом именно благодаря ему мы работали!) или крутили-вертели по ночам мы сами, учителя по театру. Решения о награждении принимались старшими ребятами, которые в своё время таких птиц получили и теперь имели полное право стать членами жюри.

III.ТРЯМ

Но всё это было на уроках театра днём. А вечерами мы встречались с ребятами в театре кукол «Трям». В нашем подвальчике, который был для нас театром «маленьким, но будто настоящим». Был – потому что сейчас его нет. Новая администрация решила: современной школе нужны «баллы» за участие в олимпиадах и конкурсах, пришло время оптимизации-информатизации-формализации… Театр никак в эту концепцию не вписывается!.. И подвальчик наш закрыли. Конечно, под благовидным предлогом «заботы о детях»: нельзя! без дневного света! И всё!

А устроено у нас всё было здорово! В школьном подвале (по задумке строителей – бомбоубежище) мы сделали небольшую перепланировку, я раскрасила потолок и стены, повесили кулисы и занавес, поставили скамейки для зрителей. Позже была установлена вентиляция и куплено дорогое звуко- и светооборудование (наш чудесный спонсор-директор постарался найти деньги). За стеной — кладовая-костюмерная. И ещё одна любимая комнатка – мастерская, где мы и кукол с ребятами делали, и чай пили, и «про жизнь» болтали… Нас не смущали низкие потолки (200 — 220 см). Хотя, некоторых трямчиков — мальчишек, подросших, но продолжающих быть с нами, это даже веселило.

Все стены в коридорчике перед входом были увешаны фотографиями спектаклей и наших путешествий-приключений. Вот посмотришь на них и вспомнишь, как в очередной трямовской поездке в море купались, на лошадях катались, кино снимали, собственную газету «Трямашка» выпускали, свои спектакли показывали, на «капустниках» хохотали…А малыши мечтали, что когда-нибудь здесь и их фото будет, ведь они тоже – трямчики!

В основном ребята приходили в «Трям», потому что им «было мало» уроков театра, на которых они чувствовали себя такими счастливыми. Но мы договаривались, что уроки театра и «Трям» — не одно и то же: на уроках – игра в театр, в «Тряме» — работа. Одно занятие в неделю было посвящено работе с куклой, одно (разделённое по времени примерно пополам) – сценическим движению и речи.

Каждый год у нас было несколько групп, у каждой – свой спектакль и название по этому спектаклю. История для «превращения» её в кукольный спектакль выбиралась так.

В конце учебного года мы садились-ложились в кружок со свечкой в середине и пускали по кругу вопросы-ответы: «Зачем ты ходишь в «Трям?», «Какую «фотографию», сделанную в «Тряме» в этом году, ты хочешь разорвать и выбросить? Какую повесишь на стеночку в рамочке и будешь любоваться?» (речь шла о «мысленных» фотографиях), «Кому из ребят ты хочешь сказать «спасибо» и за что?» (а в это время по кругу шла конфетка: откуси кусочек и передай дальше; больший кусочек всегда доставался последним!), «О чём бы ты хотел задуматься и про что сочинять спектакль в следующем году?»

А вот дальше, в течение летних месяцев, я размышляла о том, какая история «подходит» именно этой группе, перечитывала пьесы или сочиняла собственные. И, поскольку в «Тряме» — работа, почти как в настоящем театре, — режиссёр объявлял актёрам своё решение в начале следующего учебного года.

Потом мы пытались поиграть в эту историю этюдно, пока без кукол. Следующим этапом была придумка и изготовление кукол. В это же время шла работа с текстом пьесы. Этюдно работали с прототипами кукол, навертев их из ткани или подручных материалов. А дальше – этюдно с уже готовыми куклами.

Принцип у нас был такой: научись сам – сделай куклу – научи её!

Готовые спектакли показывали родным и друзьям, в детских садах и детских клубах, лагерях.

Но получалось, к сожалению, так, что трямчики из разных групп практически не видели спектаклей своих «коллег», соединить их в расписании было непросто.

Вот тогда и родился наш «Трямстиваль». Это – восклицательный знак в конце учебного года! Мы «оккупировали» всё здание школы на выходной день, и каждая группа показывала друзьям и родителям результат своей работы. Иногда – используя зрительскую «карусель», приходилось играть камерный спектакль по 2 – 3 раза. Иногда показывали спектакль «на большой сцене» для всех. Иногда выходили на улицу – и мини-спектакли многократно «прокручивались» в разных уголках школьного двора. Все видели всё! В конце такого большого праздник каждый участник получал маленькую награду: ромашку из проволоки, значок, шарик…


 А ещё мы очень любили День рождения «Тряма» и отмечали его 25 января. Придумывали каждый раз новые сценарии вместе со старшими трямчиками, они же и становились организаторами этого праздника. И – опять – в этот день вся школа принадлежала нам! Игры, конкурсы, квесты, аукционы, импровизации!..

Сколько за 20 лет мы с ребятами спектаклей сочинили! Сколько кукол сделали! Сколько праздников провели! В скольких поездках побывали! Сколько побед на фестивалях одержали!

Но! Главное! Скольким людям помогли стать счастливее!

Теперь, как учитель, я уже была не одна. Анжелика Юрьевна Навернюк, Татьяна Марковна Горчакова стали моими замечательными помощницами. А Любовь Анатольевна Иванова – это не просто коллега и подруга. Это тот человек, который сейчас, после моего ухода, старается сделать всё, чтоб «Трям» продолжал жить.

IV.«В нЕкоем царстве»

А я «переродилась». Пришло время, когда я поняла: хочу свой театр! только мой и моих кукол! Театр, который не закроет никакая администрация! В котором я, наконец-то, обрету свободу, какой были одарены мои ученики в «Тряме».

Так появился театрик «В нЕкоем царстве»!

Дело в том, что, занимаясь с детьми, я, в первую очередь, работала ради них, а не ради себя. Вместе выбирая репертуар, вместе делая кукол, — постоянно думала о том, насколько это важно для «воспитательно-образовательного процесса», именно для ребят, именно в это время. В «своём» же театрике у меня есть возможность, даже работая с «детским» репертуаром, быть гораздо свободнее. А ещё я чувствовала свою актёрскую нереализованность и теперь получила возможность «выйти на сцену». Практически отказавшись от партнёров-людей я получила партнёров-кукол, с которыми мы прекрасно понимаем друг друга.

Театрик мой – выездной. То есть, мы работаем на различных площадках: в детских садах, школах, детских центрах, кафе, даже в квартирах и на дачных участках – там, куда приглашают. Это, безусловно, сложнее, чем играть в стационаре. Но и, на мой взгляд, намного интереснее. Именно так у зрителей появляется возможность оказаться с куклой «лицом к лицу», чтобы прямо во время действия подбежать и поцеловать, погладить её, поговорить с ней, дать дружеский совет. В такие минуты я бываю счастлива: несмотря на то, что работаю с куклами «в открытую», то есть без ширмы, дети «не видят» меня. Это значит – верят, что куклы живые. Это значит, что я делаю всё как надо!

И неизвестно, кто из зрителей в это время получает большее удовольствие – дети или взрослые. Даже так: у взрослых есть повод радоваться, как минимум, в две раза больше. Первый – глядя на своих детей и наблюдая за их реакцией. Второй – самому «вновь стать ребёнком» и получить зрительское удовольствие. Да и старшие братья-сёстры с неменьшим, а порой и с большим, восторгом погружаются в сказку.

Куклы у меня мягкие, тряпичные и вязаные. А ещё у них сзади никогда не бывает жёстких рычажков для управления. Мне всегда казалось, что такой рычажок может напугать ребёнка при близком разглядывании куклы: что это торчит у неё из головы?! А мягкая петелька практически не видна, с такой куклой после спектакля и пообниматься можно!

Понятно, что к спектаклю я всё сама делаю: и кукол, и декорации, и костюмы. Важно придумать такие конструкции, чтоб мои герои «могли подождать на сцене», не упасть, пока я «оживляю» их друзей, ведь работать ими мне приходится одной, меняя голос. Важно, чтоб они получились не только яркими, образными, стильными и харАктерными, важно ещё, чтоб во время действия они казались объёмными, а при перевозке занимали не много места. Ведь весь спектакль мы с мужем (абсолютно нетеатральным человеком, которому пришлось стать моим ближайшим помощником) везём в больших чемоданах на колёсах.

К названию «В нЕкоем царстве» я обычно добавляю ещё «театрик бабушки Тани и её кукол». Как-то меня спросили, зачем, дескать, я так называюсь, мол, не очень-то я похожа на бабушку. Я ответила просто: те, кто театрик приглашает, должны понимать, в каком формате будет спектакль. Мне хочется, чтобы всё было мягко, по-домашнему (даже если порой озорничаю на сцене), будто своя бабушка своим внукам сказку рассказывает-показывает. По-моему, получается.

Источник статьи:

http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_nekoecarctvo?fbclid=IwAR3lfCHocMzscww5miWZaHMPVCBQISONLHPlmfMZRUKQzte2sudXkfnN9Yc