Benz Patent-Motorwagen (с нем. «патентованный автомобиль Бенца») — первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (как и автомобиль Даймлера), построенный в 1885 году немецким изобретателем Карлом Бенцем. 29 января 1886 года на него официально был получен патент № 37435.
Когда был изобретен первый автомобиль на бензине, окружающие не понимали, зачем он нужен, считали изобретателя странным, называли Карла дураком за то, что он создал смешной трехколесный велосипед.
Первым автомобилем Бенца (и первым автомобилем в мире) была Model I, построенная в 1886 году, но она не пошла в коммерческую продажу, так как изобретатель считал своё детище недоработанным, и проводил дни и ночи напролёт в мастерской. На свет появились Model II, затем Model III, но широкая публика все еще оставалась в неведении, не зная об их существовании.
Карл Бенц так и не стал бы известным пионером автоиндустрии, если бы не его красавица жена Берта, которая была женщиной образованной, неплохо разбиралась в механике, и была не только женой, но и партнёром мужа по бизнесу – в частности, всё её приданое было вложено в оборудование мастерской.
Автомобили, созданные мужем она считала прекрасным изобретением, а то, что на мастерскую супругов Бенц всё ещё не сыплются многочисленные заказы, связывала с нехваткой качественной рекламы.
Семья Бенц жила в Мангейме с пятью детьми, а Берте было необходимо навестить родителей, проживавших в другом городе, в Пфорцгейме, расположенном в 105 километрах (65 миль) к югу. Чтобы поддержать мужа и убедиться, что его работа была не напрасной, Берта набралась смелости и решила отправиться к ним на странном трехколесном велосипеде.
По легенде, она решительно сказала:
«Надоело! Должна же быть от этих бензиновых повозок Карла хотя бы какая-то польза!»
И ранним утром 5 августа 1888 года 39-летняя супруга Карла Бенца в сопровождении двух сыновей, Ойгена и Рихарда, завела мотор у «Модели 3» – и, не сказав мужу ни слова, вместе с детьми отправилась в гости к родственникам в другой город!
Путешествие заняло почти целый день, что было не удивительно, учитывая мощность автомобиля в конце 19 века и небольшие препятствия, возникающие на их пути.
Берта несколько раз останавливалась в аптеках, чтобы заправиться бензином, а, точнее, лигроином, продававшимся там в качестве жидкости для выведения пятен. Убедившись, что придуманные мужем деревянные тормоза работают из рук вон плохо, она смогла их починить и улучшить, купив у деревенского сапожника два куска кожи и изобретя тем самым тормозные колодки. По дороге ей пришлось заехать к кузнецу, чтобы починить цепь передач, когда забился топливопровод. Берта отремонтировала штифт, прочистив его булавкой от шляпки, а прохудившуюся прокладку в двигателе заменила подвязкой от чулка.
Вода в системе охлаждения автомобиля постоянно заканчивалась, поэтому на каждой остановке сыновья Бенц отправлялись с вёдрами за водой, а там, где дорога шла в гору и двигатель справлялся плохо, мальчишки дружно толкали автомобиль вместе с мамой.
Приехав в пункт назначения, Берта сообщила мужу об успехе поездки с помощью телеграммы, а на следующий день она с детьми отправилась домой в Манхейм, завершая первое длительное автомобильное путешествие.
Именно эта поездка привлекла много внимания, ведь Берта встретила на пути много любопытных людей. Люди начали понимать, что автомобиль — это не просто любопытная игрушка, а практичное и быстрое средство передвижения.
Карл мгновенно прославился, и вскоре все захотели приобрести копию его автомобиля, что привело к многочисленным заказам.
Поездка Берты также стала для нее возможностью протестировать автомобиль с точки зрения пользователя, выявив потенциальные улучшения. Она предложила добавить передачу в коробку передач для увеличения скорости, тем самым уменьшить время в пути и обгонять вагоны, добавить четвертое колесо для большей устойчивости, улучшить тормоза и установить топливный фильтр.
Вот так рождалась индустрия автомобилестроения и компания, что станет крупной автомобильной империей, известной и популярной и по сей день.