Перевод с английского
(с небольшими дополнениями):
Вера Навернюк

Люди часто совершают ошибки, пытаясь нарисовать человеческое лицо. Как правило, это связано с тем, что они не до конца представляют себе, как устроены пропорции лица. Пропорции – это соотношение размера и местоположения разных частей тела между собой. Когда вы пытаетесь создать реалистичный портрет, очень важно изобразить пропорции лица правильно. Для этого существует формула, благодаря которой, вы легко сможете разместить части лица правильно. Она поможет вам научиться смотреть, видеть и сравнивать.

Работая в соответствии с этой формулой вы должны будите внимательно следить за всеми чертами лица изображаемого человека, сравнивать их и анализировать, а затем изображать то, что вы видите. В результате вы получите достоверный портрет изображаемого человека, и все черты лица будут на своем месте. Прокрутите эту страницу вниз, и вы сможете посмотреть видео на данную тему.

Первый шаг, который вам необходимо проделать, чтобы грамотно нарисовать человека, это начертить круг, тем самым обозначить место, где будет находиться череп изображаемого, та его честь, где находится мозг. Затем проведите прямую линию вниз из вершины круга, посередине его так, чтобы она по длине была примерно в два раза больше изображенного круга. Такова будет длина лица на вашем рисунке.

Теперь начиная от самого низа этой прямой проведите две линии к краям круга, создавая тем самым форму лица человека, подбородок и щеки. У мужчин эти черты лица немного более угловатые, а у женщин наоборот, более мягкие и плавные. Кстати, здесь стоит отметить, что форма человеческой головы, не соответствует форме яйца. Она также непохожа на овал. Это совершено отличная, ни на что не похожая форма, уникальная в своем роде. Именно поэтому так важно следовать данной формуле, изображать вначале круг и так далее.

Теперь мы отмечаем середину изображенной фигуры. Это будет линия глаз, то есть линия, на которой располагаются глаза на нашем портрете. Многие люди совершают ошибку и проводят линию глаз слишком высоко, где-то на уровне лба. Это неправильно, поэтому воздержитесь от искушения изобразить их именно там. Линия глаз идет посредине лица.

Обычно лицо человека в ширину может вместить в себя пять глаз. Давайте изобразим их на нашем рисунке, очень слабо нажимая на карандаш. Мы, конечно, не собираемся рисовать пятиглазого инопланетянина, просто данный набросок поможет вам определить ширину и местоположение глаз, вычислить пропорции более точно. Мы рисуем глаза на месте второго и четвертого глаза.

Линия, на которой располагается нос, находится как раз посередине между линией глаз и нижней частью подбородка. На этой линии обычно располагается нижняя часть носа, но бывают исключения из этого правила. У некоторых людей нос оказывается по-настоящему длинным и выходит за пределы этой линии, а некоторые, наоборот, имеют очень короткий нос, который заканчивается, так и не дойдя до линии.

От внутренних уголков глаз следует провести линии вплоть до линии носа. Таким образом, вы сможете обозначить края последнего. Это очень хороший способ определить, где конкретно должен находиться нос на портрете.

Нарисуем несколько линий, чтобы обозначить сам нос и наложим немного теней. На данном рисунке свет у нас будет исходить с правой стороны, поэтому мы добавим немного теней на левую сторону лица.

Мы забыли нарисовать брови. Давайте вернемся и сделаем это тоже.

Линия рта находится посередине между линией носа и краем подбородка. Эта линия показывает место, где верхняя губа соприкасается с нижней. Откровенно говоря, линия рта проходит немного выше указанного места, но полезно держать в голове, что рот расположен примерно посередине.

Местоположения кончиков рта можно легко найти, если прочертить линии от середины зрачков до линии рта. Места пересечения этих двух линий укажут ширину рта. Эта пропорция также не вполне точна, часто мы встречаем людей, у которых рот немного шире, а иногда наоборот – уже. То есть эта формула – это всего лишь обобщение, а не четкое правило, но это обобщение может стать хорошей опорой для вашего дальнейшего творчества.

Верхнюю губу следует сделать немного более темной, так как свет падает на лицо нашего персонажа сверху, а значит, верхняя губа находится в тени. Прорисуем небольшое углубление под носом в том месте, откуда растут усы. И добавим немного теней на левую сторону лица. Это нужно для того, чтобы лучше увидеть создаваемую нами форму.

Итак, наконец-то мы добрались до ушей. Уши, как правило, располагаются между линией глаз и линией носа, так что все, что вам нужно – это наметить места, куда упираются уголки глаз вашего персонажа и где кончается его нос. Опять же некоторые люди имеют более маленькие, аккуратные ушки, другие наоборот являются носителями более больших ушей, но в любом случае они располагаются примерно там, где я только что указал.

Стоит прорисовать края лица немного более четко, перед тем как прейти к следующему этапу нашей «формулы», который будет состоять в изображении шеи. Шея человека начинается сразу от нижнего края ушей. Женская шея, как правило, немного меньше, а мужская, наоборот, толще, но все они начинаются от ушей. затемним немного левую часть шеи, куда падает тень от подбородка, просто для того чтобы создать иллюзию формы.

Теперь мы попробуем изобразить волосы. Они растут из головы, так мы и будем их рисовать, по направлению их роста. Одна из самых распространенных ошибок, которую совершают люди, изображая волосы, заключается в том, что они начинают рисовать их впритык к голове. Поэтому мы начнем с того, что прочертим внешнюю линию волос, то есть ту линию, где они заканчиваются. Мы изобразим ее в небольшом отдалении от самой головы. После этого нам необходимо провести «внутреннюю линию волос», то есть отразить, где заканчиваются те волосы, которые находят на лоб нашего персонажа, лежат на его лице, на висках, перед ушами.

Еще одна частая ошибка, которую мы часто можем наблюдать, заключается в том, что некоторые люди пытаются изобразить каждый волосок на голове своего персонажа. Такой подход чрезвычайно контрпродуктивен. Намного удобнее не тратить всю свою жизнь на изображение человеческой шевелюры, но отразить на рисунке все более темные и более светлые места волос, тем самым задать их форму. Общее правило здесь такое: чем ближе волосы к поверхности лица, тем темнее они становятся. Поэтому мы начнем наносить тон на поверхность волос там, где находится шея, здесь волосы будут более темными. Также волосы будут выглядеть темнее на макушке и около лба. Еще одно пространство, где волосы будут более темными, это там, где они извиваются, или ложатся кудрями.

Важно, что наносить тон на ту часть волос, что должна быть более затемнена необходимо в том же направлении, в котором они растут. Поэтому нужно всегда держать в голове образ того, какую текстуру имеют волосы, и в какую сторону они растут. Также необходимо отразить блик на поверхности волос в зонах наиболее удаленных от лица. И снова волосы могут очень сильно отличаться в зависимости от того, кого вы изображаете мужчину или женщину.

Можно также сделать небольшой набросок футболки в нижней части вашего рисунка, просто для того чтобы завершить работу с пропорциями. Затемнить футболку, наложив немного тона.

Итак, когда вы рисуете человеческое лицо, старайтесь использовать указанные нами стандарты, они помогут вам изобразить все черты лица в правильных пропорциях. Но помните, вы все равно должны внимательно исследовать и изучить того, кого изображаете, ведь, не смотря на то, что данные стандарты применимы ко многим из нас, они не могут подойти для всех. Обязательно найдется человек, не вписывающийся в эти правила, лицо которого не будет соответствовать данным пропорциям.

Источники:

Что еще можно нарисовать? Попробуйте изобразить велосипед, деревья или просто шар.