Я должна была стать вундеркиндом

Текст: Лёля Тарасевич
Instagram,
психолог и мама
Фото: Marta Everest

Я должна была стать вундеркиндом. Пойти в школу в пять лет (во второй класс сразу), заканчивать по две программы за год и поступить в институт до вступления в пубертат. 

Да-да, 80-е, опыт семьи Никитиных, веяния раннего развития — всё это сбило мою маму с пути истинного, и она решила самореализоваться через единственного ребёнка. Научила рано читать и умножать в столбик, засадила за диктанты. Сама села рядом на рыболовном стульчике и принялась строго править ошибки. 

Вечером чтение и пересказ. Английский в перерывах… э тейбл, э пенсил… повтори! Ну во-первых, в 5 лет никуда меня не взяли, для директора обычной среднестатистической школы на окраине Красноярска это было слишком инновационным подходом. Взяли в шесть и в первый класс. 

— Не беда, — постановила мама, — сейчас за год освоим две программы и не сильно отклонимся от намеченного курса. Доставай тетрадки. После первых же месяцев, когда стало понятно, что учусь я хорошо, но не более того, у мамы случился нервный срыв. Тяжёлый, липкий, до походов к психологам и неврологам. 

Отказаться от сверхидеи только выглядит легко, в реальности это был долгий путь в несколько лет, с облегчениями и откатами. И я горжусь своей мамой, которая прошла его самостоятельно, не поломав мне дальнейшей жизни. Мы все совершаем ошибки, а умение признать их и исправить ситуацию через собственную боль дано не каждому. Признать, что твой ребёнок не вундеркинд. А ты не мать вундеркинда. И придётся как-то иначе искать смысл своей жизни. 

И только сейчас, уже будучи сама мамой, я вдруг задумалась: а что бы было, если бы я смогла потянуть тот уровень нагрузки, который выбрали родители? Реально осилила бы две программы за год вместо игр в резиночку во дворе? Не жевала бы рубероид и не бегала на запрещённую стройку за гаражами? Закончила вуз тогда, когда положено его только выбирать? Вдруг я бы уже сейчас сидела за одним столом с Илоном Маском и проектировала заселение Марса? 

К сожалению, история говорит, что вряд ли я была бы счастливее, чем сегодня. И с Илоном Маском — тоже вряд ли. Природа устроила развитие ребёнка определенным образом со своими этапами, с меняющейся год от года ведущей деятельностью, с теми навыками, которые малыш должен освоить в каждый период. Но природа ещё и заложила подвох для тех, кто решит нарушить ее законы: взять своё ребенок может только в определённый момент. 

Пропустит сейчас — уже не освоит никогда. Вундеркинды (которые настоящие, а не я), действительно, развиваются быстрее, но только по одному направлению — обычно тому, которое мы привыкли измерять показателями IQ. Они выучивают таблицу умножения и столицы всех государств мира, но вдруг оказывается, что проседают в вопросах коммуникации, освоении социальных ролей, критичности мышления. Да-да, вот это всё, что мы приобретали, играя во дворе в резиночку и бегая на запрещённые стройки за гаражами. И вы помните, не научившись сейчас, им будет суждено жить без этого всегда… 

Кроме того, вырастая, лишь малая часть вундеркиндов может освоить сложный навык быть и выдающимся, неординарным взрослым — вундер-взрослым. А ведь они уже привыкли к своему «особому» положению, они за него заплатили, в конце концов, своей изолированностью и огромным трудом. Эй, срочно верните бурные восторги и съёмки в телепроектах! Вызовите мне Малахова! Устройте новое шоу талантов! В смысле, все взрослые знают таблицу умножения? Я-то ее знал уже в три… 

Падение с пьедестала выдерживает не каждый, сбегают в химические зависимости и депрессии. В психологии это назвали длинным печальным термином «синдром бывшего вундеркинда». И мне почему-то представляется выброшенная на помойку плюшевая детская игрушка… Ну хорошо, а если уж повезло так повезло и из вундеркинда ты перешёл в категорию гениев? Можно выдохнуть? Увы и ах! Многочисленные исследования подтверждают увеличение риска психических заболеваний у гениев в 7-8 раз*. 

Да, высокая чувствительность, неустойчивость нервной системы, социальная неустроенность, отсутствие поддержки из-за неумения выстраивать личные связи — это лишь малая часть обратной стороны гениальности. Биполярочку бонусом к гениальности не желаете? А то часто встречается, да. Ещё сто лет назад об этом писал итальянский психиатр Чарльз Ломброзо в своей книге «Гений и сумасшествие». А мы до сих пор с каждым исследованием подтверждаем. 

Сколько ещё подопытного материала впереди? Время молчаливо разводит руками… Одна умная женщина, бросившая карьеру актрисы после рождения дочерей и посвятившая свою жизнь изучению и разработке методик раннего развития, Сесиль Лупан, однажды сказала: «Наличие интеллекта и способность быть счастливым — различные вещи». То есть если уж вы делаете выбор в сторону воспитания вундеркинда, то делайте его с широко открытыми глазами — за это придётся дорого заплатить. 

— Слишком дорого, — добавила моя мама. Хоть она вообще не актриса и даже не Сесиль. А просто обычная мама обычной меня. 

Сноска с указанием источника данных: * «Судьба вундеркинда», Н.Коноплев, журнал «Наука и жизнь», #5, 2004.

Источник статьи: https://www.nashideti.site/istoria-odnogo-lzhevunderkinda/?fbclid=IwAR0kQaIVvA3pwtspb5U9jS8Dy0sSt6HiMiWK3t9C6I0fl9ZplCk6dqyc-2E