Авторы проекта:
Коржебин Тимофей (5 «А» класс)
Чуркин Владимир (5 «А» класс)
Навернюк Анастасия (7 «В» класс)
Коновалов Лев (5 «Г» класс)
Захарова Анна (5 «Г» класс)
Руководители и соавторы проекта:
Навернюк А.Ю.
Навернюк В.М.
©, 2013 г., 
мастерская «Фантазеры»
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»

Этот мультфильм создавали ребята из мастерской «Фантазеры» ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово» г. Москвы. Часть из этих детей обучается по экспериментальной программе (Югановой Ф.С.), а мультфильм является одним из вариантов творческой межсессионной работы по литературе для 5-ых классов, посвященной волшебным народным сказкам, понятию инварианта и многому другому.

Для того, чтобы Вам было проще понять мультфильм и разглядеть приведенные в нем схемы, познакомьтесь, пожалуйста, с нашими комментариями, расположенными в этой статье сразу после мультфильма.

  • Инвариант (фольклористика) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82)  — неизменяемая часть сюжета фольклорного произведения (в данном случае, народной волшебной сказки), которая характерна для всего сюжетного типа. Инварианту противостоит вариант.
  • Для инварианта волшебной народной сказки характерен неопределенный хронотоп. Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат», то есть в волшебной народной сказке время и место действия неопределено.
  • Главный герой волшебной народной сказки — всегда человек, который живет  в семье, в реальном мире!!!
  • Возраст главного героя. Герой должен быть молод.
  • Герой может быть мужчиной или женщиной, у которых вдруг нарушается естественный ход событий, возникает некая Проблема, которую те должны решить.
  • Для ее решения Герой вынужден покинуть родительский дом и отправиться в некое путешествие, в путь.
  • Герой находит Волшебный Портал перед входом в волшебный мир.
  • С помощью Портала Герой попадает в Волшебный Мир.  
  • Волшебный Мир ≈ Мир Предков.

Волшебный мир

Мир мертвых

  • В Волшебном Мире Герой встречает Волшебного Помощника, который может быть либо представителем животного мира (Тотемное животное), либо человеком пожилого возраста (Предком, обладающим волшебной силой).      
  • Если Герой правильно ведет себя с Волшебным Помощником, он получает от него Волшебный Предмет, который помогает ему достойно пройти Испытания.
  • Герой преодолевает трудности, побеждает своих врагов. Мужчины и женщины проходят разные испытания.  
  • Преодолев Испытания, приобретя Опыт и повзрослев, Герои возвращаются в Реальный Мир. В схеме, по мере приобретения опыта, герои меняют цвет.
  • Сказка заканчивается Свадебным Пиром, восстановлением мира и т.п.
  • У них рождаются дети (тоже неопытные), они подрастают, и история повторяется (но это уже ДРУГАЯ СКАЗКА!)
  • С точки зрения В.Я. Проппа, волшебная народная сказка — описание прохождения обряда Инициации.

Более подробно познакомиться с подходом к обучению ребят литературе в формате Образовательных сессий Вы можете здесь:

Особенности структуры волшебной сказки, автор Фрида Семеновна Юганова.

Также Вы можете познакомиться со следующими творческими проектами ребят по данной теме:

Юганова Полина «Сумерки Незаметные, Вечер Звёздный да Ночь Тёмная» (сказка)

«Драконья дочь» — волшебная сказка Софьи Котуховой

Примеры других творческих проектов ребят и более подробная статья о том, что представляет из себя программа обучения, будут размещены на нашем сайте несколько позже.