Автор идеи и рисунков:
Навернюк Вера
текст: Навернюк А.Ю.
©, 2015 г.,
мастерская «Фантазеры»,
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Маленькие племянники всегда с нетерпением ждут, когда к ним в гости приедет их любимый дядюшка, знаменитый изобретатель Борис Разломайкин, который рассказывает такие удивительные сказки и знакомит детей с новыми приемами, которые помогают им придумывать новые необычные истории.
Вот и на этот раз, как только он приехал, дети бросились к дорогому гостю и попросили его научить их чему-нибудь новенькому.
Нет проблем! Борис с радостью покажет ребятам новый прием.
Он попросил ребят вспомнить разных мифологических и сказочных существ, которые объединяют в себе части известных.
Ребята быстро вспомнили, что:
- Змей-Горыныч — многоголовая змея (чаще трехголовая) + птица
- Русалка — это человек + рыба;
- Пегас — конь + птица
- Единорог — конь с рогом носорога
- Сфинкс — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка (по древнегреческой версии) или животное с телом льва, головой человека (по древнеегипетской версии).
А каких фантастических животных знаете Вы? Из каких известных существ он состоят?
Ребята любили мифы и сказки, поэтому они могли долго перечислять самых невероятных существ, о которых они слышали.
Затем Борис дал детям в руки карандаши и листы бумаги и попросил их нарисовать разных фантастических животных, соединив их из частей реально существующих зверей, птиц и других живых существ, существующих сейчас.
Вот, что у них получилось:
Попробуйте угадать, из каких животных получились эти создания?
– А как мы будем их называть? — спросил младший племянник.
– Давайте придумаем им такие имена, чтобы сразу стало понятно, из каких животных состоит каждое новое существо, — ответил дядя, — например, в Австралии живет такой зверь «утконос», и по его названию мы можем сразу предположить, как он может выглядеть. Попробуйте дать Вашим существам такие имена, чтобы стало понятно, от каких существ они произошли.
Дети задумались, а спустя небольшой промежуток времени закидали дядюшку своими идеями.
А какие названия для этих животных сможете придумать Вы?
Справившись с придумыванием названий, ребята задумались, что же делать дальше?
Но дядя быстро нарисовал на листе бумаги реку и предложил ребятам придумать, как эти разные животные будут справляться с появившимися трудностями.
Подумайте и Вы, какими новыми особенностями могут обладать эти животные, как они будут справляться с проблемой?
Придумайте своих собственных фантастических животных. Какими новыми возможностями они будут теперь обладать и для чего они будут их использовать?
Комментарий для взрослых изобретателей:
Этот прием можно использовать не только для придумывания сказок, но и для создания любых объектов с новыми свойствами.
Объединять объекты можно следующим образом:
- Соединять несколько одинаковых объектов (например, собирать из блоков);
- Соединять несколько разнофункциональных объектов.
Дробить, разделять на части также можно разными способами:
- разделять их таким образом, чтобы получившиеся части существовали отдельно друг от друга;
- разделять их таким образом, чтобы получившиеся части снова собирались бы в одно целое, оставляя объект раздробленным (например, сковородка с отделениями);
- разделять их таким образом, чтобы получившиеся части снова собирались бы в одно целое, делая части способными перемещаться относительно друг друга.
Более подробно познакомиться с этим и другими приемами Вы можете, например, в книге Гин С.И. «Мир фантазии».
Вера Навернюк создала эти рисунки для объяснения приемов фантазирования на занятиях в мастерской «Фантазеры» для детей 1-2 класса, первый год обучения «Сказочные приключения».
Более подробно про структуру программы мастерской «Фантазеры» Вы можете в статье «Процесс разработки и изготовления игр как средство организации педагогического взаимодействия в пространстве дополнительного образования в школе«.
Хотела бы еще раз обратить Ваше внимание, что ни характер Бориса Разломайкина, ни возраст, пол, внешность и характер его племянников специально не оговариваются в материале. Интереснее вместе с детьми придумать этих персонажей, дать детям имена и продолжить игру с ними уже по правилам, придуманных Вашими детьми.
В каждой группе, в которой мы с Верой использовали ее рисунки, складывались абсолютно разные персонажи и истории, весьма непохожие друг на друга.
Другие истории в картинках, знакомящие нас с приемами фантазирования Вы можете увидеть здесь:
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. «Произвольная приставка» (произвольный префикс)
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Творческая ошибка
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. «Салат из сказок» и «Сказки наизнанку»
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Бином фантазии
- Изучаем приемы фантазирования Дж. Родари. Круги по воде
- Изучаем приемы фантазирования. «Объединение-дробление»