Автор идеи и рисунков:
Навернюк Вера
текст: Навернюк А.Ю.
©, 2015 г., 
мастерская «Фантазеры», 
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»

Маленькие племянники всегда с нетерпением ждут, когда к ним в гости приедет их любимый дядюшка, знаменитый изобретатель Борис Разломайкин, который рассказывает такие удивительные сказки и знакомит детей с новыми приемами, которые помогают им придумывать новые необычные истории.

Вот и на этот раз, как только он приехал, дети бросились к дорогому гостю и попросили его научить их чему-нибудь новенькому.

Нет проблем! Борис с радостью покажет ребятам новый прием.

Он попросил ребят вспомнить разных мифологических и сказочных существ, которые объединяют в себе части известных.

Ребята быстро вспомнили, что:

  • Змей-Горыныч — многоголовая змея (чаще трехголовая) + птица
  • Русалка — это человек + рыба;
  • Пегас — конь + птица
  • Единорог — конь с рогом носорога
  • Сфинкс — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка (по древнегреческой версии) или животное с телом льва, головой человека (по древнеегипетской версии).

А каких фантастических животных знаете Вы? Из каких известных существ он состоят?

Ребята любили мифы и сказки, поэтому они могли долго перечислять самых невероятных существ, о которых они слышали.

Затем Борис дал детям в руки карандаши и листы бумаги и попросил их нарисовать разных фантастических животных, соединив их из частей реально существующих зверей, птиц и других живых существ, существующих сейчас.

Вот, что у них получилось:

Попробуйте угадать, из каких животных получились эти создания?

–  А как мы будем их называть? — спросил младший племянник.

–  Давайте придумаем им такие имена, чтобы сразу стало понятно, из каких животных состоит каждое новое существо, — ответил дядя, — например, в Австралии живет такой зверь «утконос», и по его названию мы можем сразу предположить, как он может выглядеть. Попробуйте дать Вашим существам такие имена, чтобы стало понятно, от каких существ они произошли.

Дети задумались, а спустя небольшой промежуток времени закидали дядюшку своими идеями.

А какие названия для этих животных сможете придумать Вы?

Справившись с придумыванием названий, ребята задумались, что же делать дальше?

Но дядя быстро нарисовал на листе бумаги реку и предложил ребятам придумать, как эти разные животные будут справляться с появившимися трудностями.

Подумайте и Вы, какими новыми особенностями могут обладать эти животные, как они будут справляться с проблемой?

Придумайте своих собственных фантастических животных. Какими новыми возможностями они будут теперь обладать и для чего они будут их использовать?

Комментарий для взрослых изобретателей:

Этот прием можно использовать не только для придумывания сказок, но и для создания любых объектов с новыми свойствами.

Объединять объекты можно следующим образом:

  • Соединять несколько одинаковых объектов (например, собирать из блоков);
  • Соединять несколько разнофункциональных объектов.

Дробить, разделять на части также можно разными способами:

  • разделять их таким образом, чтобы получившиеся части существовали отдельно друг от друга;
  • разделять их таким образом, чтобы получившиеся части снова собирались бы в одно целое, оставляя объект раздробленным (например, сковородка с отделениями);
  • разделять их таким образом, чтобы получившиеся части снова собирались бы в одно целое, делая части способными перемещаться относительно друг друга.

Более подробно познакомиться с этим и другими приемами Вы можете, например, в книге Гин С.И. «Мир фантазии».

Вера Навернюк создала эти рисунки для объяснения приемов фантазирования на занятиях в мастерской «Фантазеры» для детей 1-2 класса, первый год обучения «Сказочные приключения».

Более подробно про структуру программы мастерской «Фантазеры» Вы можете в статье «Процесс разработки и изготовления игр как средство организации педагогического взаимодействия в пространстве дополнительного образования в школе«.

Хотела бы еще раз обратить Ваше внимание, что ни характер Бориса Разломайкина, ни возраст, пол, внешность и характер его племянников специально не оговариваются в материале. Интереснее вместе с детьми придумать этих персонажей, дать детям имена и продолжить игру с ними уже по правилам, придуманных Вашими детьми.

В каждой группе, в которой мы с Верой использовали ее рисунки, складывались абсолютно разные персонажи и истории, весьма непохожие друг на друга.

Другие истории в картинках, знакомящие нас с приемами фантазирования Вы можете увидеть здесь: