Автор идеи и рисунков:
Навернюк Вера
текст: Навернюк А.Ю.
©, 2015 г., 
мастерская «Фантазеры», 
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»

Знаменитый изобретатель Борис Разломайкин и его любимые племянники отправились в поход. Вечером они разбили лагерь на берегу реки, приготовили еду, поели и решили отдохнуть.

Детям очень понравилось пускать по поверхности воды «блинчики», и они долго соревновались друг с другом и с дядей, у кого камешек сможет подпрыгнуть большее количество раз.

Вечер подходил к концу, а перед сном им очень хотелось услышать от дяди новую сказку и узнать о каком-либо новом приеме, с которым еще они могли придумывать удивительные сказки сами.

–  Только чур этот прием будет как-нибудь связан с нашим походом! — заявил один из детей.

–  Без проблем! — усмехнулся дядя, — Сегодня я расскажу Вам о приеме фантазирования, которые тоже выделил все тот же мой любимый сказочник, Дж. Родари. Он называется «Круги по воде».

–  Ух, ты! — восхитился младший племянник, — Точно подходит»! Мы же сегодня «блинчики» по воде пускали! Там от камней еще какие круги по воде получаются.

–  И как же с помощью камней мы можем придумывать истории? — скептически хмыкнул второй.

–   Мы придумаем слово и от каждой буквы этого слова побегут другие слова, будто круги по воде, а уже с помощью этих слов мы и будем придумывать свою историю.

–  Чур я буду слово придумывать! — вскричал старший племянник, — Я хочу страшную историю, так что слово, с которого мы начнем будет «СТРАХ».

–   Только пусть эта история будет с хорошим концом, — опасливо попросил младший.

Борис обнял обоих племянников и они начали придумывать слова.

Для начала Борис записал слово «СТРАХ» не по горизонтали, а вертикально, сверху вниз, а затем дети стали придумывать слова, которые станут основой новой истории.

Вот что у них получилось:

  • С — сосиска
  • Т — трон
  • Р — разрезатель
  • А — аллергия
  • Х — храбрость

Так родилась история о «Принцессе Сосиске«.

Жила-была маленькая девочка-сосисочка.

Она мечтала стать самой настоящей принцессой и сидеть на прекрасном троне.

Но, увы… Она была очень бедной девочкой и к тому же сиротой.

И однажды она встретила на улице тетушку Колбасу и пожаловалась ей о том, как тяжело ей живется, рассказала ей о своих мечтах и надеждах.

И тетушка Колбаса рассказала девочке о том, что есть такая далекая страна Мясландия, которой правит грустная королева Котлета. А грустит эта королева о том, что у нее пропала ее любимая маленькая дочка, которую она не видела многие годы.

— Это она меня ждет! Это точно должна быть я! Я найду свою маму и больше не буду жить одна и в нищете! — обрадовалась девочка Сосиска.

Но тетушка Колбаса покачала головой и грустно сказала, что добраться до этой далекой страны Мясландии будет очень непросто, ведь дорога в нее проходит через лес Неточенных Ножей, в которых живет страшный и ужасный Разрезатель.

–  И только одно средство способно остановить его, — продолжила тетушка Колбаса и протянула девочке Сосиске коробочку с металлическим страхом, которую она наказала никогда не открывать, а бросить ее в страшного Разрезателя в случае крайней опасности, — у Разрезателя на эту коробочку будет сильная аллергия.

«Что же в ней такого ужасного?» — думала девочка, когда поблагодарила тетушку Колбасу и отправилась в дальний путь. Она была очень храброй девочкой и долго шла вперед, пока не достигла леса Неточеных Ножей.

Ей было совсем не просто преодолеть свой страх и войти внутрь этого ужасного пугающего места, но она справилась с собой и упрямо двинулась дальше.

И тут на нее прямо из самой чащи выскочил сам Разрезатель.

Девочка Сосисочка очень испугалась и бросилась наутек.

Но Разрезатель был очень быстр и вскоре достиг ее.

Что же делать?

Девочка Сосиска вдруг вспомнила слова тетушки Колбасы, достала из кармана своей юбочки коробочку с металлическим страхом и со всего размаха бросила ее в страшного преследователя.

Она сама не ожидало того, что произойдет дальше, но Разрезатель остановился и испуганно закричал:

Тетушка Колбаса оказалась полностью права и девочка Сосиска смогла спастись от своего преследователя, ведь аллергия у Разрезателя была очень и очень сильной.

Победа оказалась за маленькой девочкой, за ее судьбу можно было больше не переживать и дети, которые уже лежали в своих спальных мешках внутри уютной палатки, сами не заметили, как заснули, так и не успев закончить свою историю. Они слишком устали за этот день и тихо улыбались во сне своим сладким снам.

Что было с нашими героями дальше, добралась ли наша героиня до королевства Мясландии и действительно ли она оказалась потерянной принцессой, дочерью королевы Котлеты, Вы можете решить самостоятельно, также как и придумать свои собственные увлекательные истории, используя этот простой прием фантазирования.

Комментарий для взрослых изобретателей:

Эта сказка, придуманная Верой Навернюк, была одной из любимых у детей всех групп и разных возрастов, они с удовольствием придумывали продолжение истории.

Про прием «Круги по воде» хотелось бы добавить небольшой комментарий, который поможет облегчить детям процесс придумывания сказки. Желательно обговорить с детьми, какие слова, образованные из букв ключевого слова, станут героями истории, а какие помогут обозначить место или время действия, условия, качества и предметы, выполняющие второстепенные функции.

Возможно усложнять прием, вводя дополнительные условия, согласно которым, например, слова — «круги по воде» должны стать полноценным предложением, которое станет названием всей истории.

Истории можно придумывать и в группах и поодиночке. Интересно сравнивать, как из одних слов у детей будут рождаться абсолютно разные истории.

Вы также можете познакомиться с рассказом ребенка под псевдонимом Никиты Казанкова (8 лет), который также был написан с помощью этого приема:

Более подробно познакомиться с этим и другими приемами Вы можете, например, в книге Гин С.И. «Мир фантазии».

Вера Навернюк создала эти рисунки для объяснения приемов фантазирования на занятиях в мастерской «Фантазеры» для детей 1-2 класса, первый год обучения «Сказочные приключения».

Более подробно про структуру программы мастерской «Фантазеры» Вы можете в статье «Процесс разработки и изготовления игр как средство организации педагогического взаимодействия в пространстве дополнительного образования в школе«.

Хотела бы еще раз обратить Ваше внимание, что ни характер Бориса Разломайкина, ни возраст, пол, внешность и характер его племянников специально не оговариваются в материале. Интереснее вместе с детьми придумать этих персонажей, дать детям имена и продолжить игру с ними уже по правилам, придуманных Вашими детьми.

В каждой группе, в которой мы с Верой использовали ее рисунки, складывались абсолютно разные персонажи и истории, весьма непохожие друг на друга.

Другие истории в картинках, знакомящие нас с приемами фантазирования Вы можете увидеть здесь: