Около двух недель назад мы рассказывали Вам о старинной корейской игре O-pat-kono, а сегодня пришла очередь рассказать Вам о другой старинной корейской игре Ней-пат-коно (Nei-pat-kono – букв.: «Четырёхпольное коно»), которая, хотя и имеет в названии слово Коно, это совершенно иная игра с другими правилами, а ее игровое поле будет не 5Х5, а 4Х4.

Эта стратегическая игра предназначена для двух игроков от 5 лет.

Цель каждого игрока — захватить фишки другого игрока и свести их к одной. Это связано с тем, что, имея только одну фишку, игрок больше не может выполнить захват. Другой способ победить — это обездвижить фишки другого игрока, чтобы они не могли двигаться или брать фишки соперника.

Важное и интересное замечание о разнице в традициях европейских логических игр на доске от Восточных: в европейских играх почти всегда фишки ходят с клетки на клетку, в то время как в азиатских фишки обычно ставят на перекрестья линий.

Это полезно знать и важно, чтобы ребёнок узнал этот факт, прежде чем вы начнёте осваивать с ним такие шедевры, как рэндзю или Го.

Объяснение ему довольно простое: пересечение линий «восточной» доски позволяет фишкам «скользить» по линиям в четырех направлениях и, если специально не выделены диагональные линии, не допускает передвижения фишки по диагонали, только вперед-назад и вправо-влево, в то время, как при использовании клеток вполне допустим ход наискосок по диагонали. Это стоит продемонстрировать ребенку, чтобы он мог убедиться на практике, как могут ходить фишки при различном положении на игровом поле.

В более продвинутом варианте для игры взрослых или детей постарше можно вообще отказаться от нарисованых линий.

Правила игры

Расставляем фишки на расчерченном поле 3х3 клеточки в местах пересечения линий, как показано на рисунке ниже. В Корее играют в коно традиционными «камнями» для Го, но сгодятся и обычные шашки. Кроме того, для фишек могут подойти пуговицы, крышечки или просто нарезанные кусочки разноцветного картона по 8 штук двух любых цветов (классически, выбирают черный и белый цвета, но это не столь обязательно).

Коно: маленькое поле, большая игра

Забавно, но традиционно в большинстве восточных настольных игр, тот, кто играет чёрными фишками, ходит первым. У нас обычно происходит наоборот.

Тактика игры немного непривычна для нас и напоминает игру в чехарду: здесь действует правило «двое на одного». Чтобы победить (срубить, съесть и т.п.) фишку противника, ваша фишка должна приземлиться на неё, перепрыгнув через другую фишку своего цвета.

То есть, перед тем, как съесть чужую фишку, нужно выстроить три фишки в ряд: две свои – одну соперника, а две отдельно стоящие фишки противников могут находиться на соседних перекрёстках без всякой угрозы друг для друга, главное не прозевать, когда появится третья.

Использовать для «опоры» перед прыжком можно исключительно собственную фишку, одна фишка вашего цвета помогает другой – подставляет ей «спину».

Коно: маленькое поле, большая игра

Просто прыгнуть через фишку без взятия (свою или противника) фишка не может и прыгнуть через две фишки на третью – тоже.

За один ход можно съесть только одну фишку. Правило, позволяющее выстраивать и использовать за ход серию последовательных прыжков, как, например, в шашках здесь не работает.

Поскольку в начале партии свободного пространства на доске нет, в первый ход захват обязателен, далее – по желанию. Простой ход, без взятия, происходит по горизонтали или вертикали на один соседний перекрёсток, главное, помнить, что диагоналей тут нет.

Игрок, у которого осталась только одна фишка (или все фишки заперты), считается проигравшим.

Приятной игры!

Эту игру часто сравнивают: Игры на бумаге. O-pat-kono