Игра «Война вирусов» была придумана в 80-х годах 20-го века в Ленинградском университете. Она имитирует развитие двух враждебных колоний вирусов.

Правила игры

  1. Игра рассчитана на двух игроков и проходит на игровом поле размером 10х10 клеток. Наиболее удобными обозначениями становятся классические «крестики» и «нолики», обозначающие колонии вирусов у игроков.
  2. Начало игры происходит из противоположных углов игрового поля.
  3. За один ход каждый из игроков может выполнить на выбор любую комбинацию, включающую в себя 3 действия, состоящие из размножения вирусов или уничтожения вируса соперника:
    • «Размножение вирусов»: игрок ставит один свой символ — крестик или нолик — в незанятую клетку,
    • «Уничтожение вирусов соперника»: игрок объявляет убитым один чужой символ (убитые крестики обводятся кружком, убитые нолики закрашиваются).
  4. При этом стоит учитывать, что выполнять любые действия возможно только в доступных для игрока клетках, то есть в тех, которые расположены по соседству со своей собственной клеткой, соприкасающейся по горизонтали, вертикали иои диагонали, либо убитого Вами вируса соперника.
  5. В процессе игры Вы можете пропустить полностью свой ход, но запрещается выполнять этот ход частично, выполняя не три, а два или одно действие. Также запрещается ставить свой символ в уже занятую клетку и убивать уже убитые символы противника.
  6. Побеждает игрок, который полностью уничтожает колонию противника. Если это не удаётся ни одному из игроков, то игра заканчивается вничью.  В СУНЦ УрГУ игрался вариант, в котором выигравшим считался игрок, сделавший последний ход; в таком варианте ничьей не существует.

Стратегия игры

Крепость

Убитые символы противника могут образовать своеобразную «крепость». Если оба игрока построили крепость, то игра сыграна вничью.

Пример «Крепостей». Крестики защищены от ноликов убитыми ноликами, но нолики в свою очередь защищены от крестиков убитыми крестиками.

Атака узким и широким фронтом

Рис. 1 Атака узким фронтом

Атака широким фронтом обычно бывает успешнее, чем атака узким фронтом. Рассмотрим пример (Рис. 1):

Если здесь крестики попробуют атаковать, то их ждет разочарование.

  1. k5-k6-i7, k6-k5-i4
  2. i5-i6-k7, h7-i6-i5 и нолики выигрывают.
Другой вариант:
Рис.2 Атака широким фронтом
  1. h5-h6-i7, h7-h6-h5
  2. i5-i6-h7, i6-i5-i4
  3. k5-k6-k7, h8-g7-k6 с проигрышем крестиков.

На рис.2 пример с широким фронтом. Здесь крестики начинают и выигрывают.

  1. k5-k6-i7, k6-k5-i4
  2. i5-i6-k7, h7-i6-i5
  3. h5-h6-h7 с выигрышем.

Из этих соображений важен захват углов. Если вы сможете захватить углы a10 и k1, то фронт у соперника непременно будет уже. Захват обоих углов обычно даёт решающее преимущество.

Бункер

Когда один или несколько символов игрока оказывается полностью окружённым убитыми символами противника, возникает т.н. бункер. Построение бункера существенно повышает вероятность выигрыша.

Процесс игры с вариациями

Мне попалось видео с игровым процессом на поле большего размера и без обозначения крестиков и ноликов (вместо этого используются крестики и разноцветные ручки), но суть игры остается той же.