Существует целый ряд увлекательных игр с детьми, которые помогают нам развивать творческие способности и учиться создавать что-то новое и необычное, не требуя длительной подготовки и использования дорогостоящих и труднодоступных материалов.

К ним относятся игры «Нарисуй лицо» и «Фоторобот», в которых используется прием для фантазирования и изобретательства «Морфологический анализ».

Эти игры объединены общей идеей рисования веселых необычных рожиц по определенным правилам.

Игра «Нарисуй лицо»

Подходит, как для игры одного ребенка, так и для использования на коллективных занятиях.

Уровень сложности игры зависит от возраста ребенка.

Хотя в данном видео уже имеется готовая к использованию табличка, гораздо эффективнее поговорить с ребенком о том, из каких частей состоит лицо, что отличает лицо одного человека от другого. Возможно, у вас появятся и другие составляющие, которые окажутся важными при создании лица и игры с вашим ребенком. Всегда гораздо интереснее играть, когда используется не чужая табличка, а составленная самостоятельно или при помощи взрослого.

Не стоит пугаться того, что у Вас могут появиться несколько иные графы, чем в готовой таблице, например, с бровями (особенно, если мы сделаем упор на работу с эмоциями, заодно, можно обратить внимание ребенка на то, как положение бровей помогает нам их выражать и считывать). Могут добавиться такие графы, как цвет кожи или волос, длина волос, дополнительные элементы (украшения) и многое другое.

Возможно, что ребенку так понравится придумывать разные варианты той или иной части лица. В таком случае вместо обычного шестигранного кубика можно использовать кубики с большим количеством граней или вертушку, которая будет указывать нам на некое произвольно выпадающее число. Далее, на остается только найти по номеру и нарисовать выпавший вариант.

Очень увлекательная и интересная игра для детей, способная доставить немало удовольствия.

Игра «Фоторобот»

Подходит для использования на коллективных занятиях. Чем больше вариантов будет предложено, тем веселее получится игра.


Этот овал — основа лица, на которой игроки рисуют волосы, глаза, нос и рот, используя для этого одну из частей овала. В нижней части — рот, следующей нос, затем глаза и волосы. После этого все листочки разрезаются по прочерченным поперек линиям и перемешиваются, а затем из частей от разных лиц, нарисованных разными детьми, создаются новые комбинации.

Для игры удобнее использовать некий общий шаблон, чтобы детали лучше состыковывались между собой, но это не обязательно.

Для более старших детей подойдет вот такой вариант игры:

Каждая группа получает несколько полосок бумаги и название какой-либо одной части лица (волосы, глаза, нос, рот, подбородок…).

Нужно изобразить различные варианты данной части лица (на одной полоске — один вариант)

При подведении итогов работы учитель зачитывает описание «Разыскивается!», а представители групп из нужных полосок составляют «фоторобот».

Пример описания:

«Разыскивается человек: волосы черные, прямые; глаза голубые, нос курносый, губы узкие, подбородок «квадратный». (Можно «разыскивать» кого-нибудь из учеников класса с характерными чертами лица, а затем сравнить «фоторобот» с оригиналом.)

Примечание. Во время работы групп учитель просматривает полученные варианты, чтобы затем использовать их в описании «Фотороботы» по описанию учителя составляются 3-4 раза, можно потом из оставшихся полосок также составить «портреты».


Комментарий для родителей, педагогов и прочих взрослых, которые используют эту игру:

Морфологический анализ — это метод решения креативной задачи, основанный на подборе возможных решений для отдельных ее составляющих, комбинировании частей объекта, их важных свойств и характеристик, с последующей систематизацией полученных комбинаций.

Этот креативный метод, разработан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки почти сто лет назад, но до сих пор эффективно используется как в изобретательстве, так и в рекламе.

Для обучения детей можно использовать его следующим образом:

1) Выбрать объект, который мы хотели бы придумать или усовершенствовать. Это может быть любой объект: сказочный дом, кукла, грузовик, космический корабль. Кроме того, при помощи этого приема можно создать новую игру или сочинить сказку.

2) Заполнить левую сторону таблицы — «части усовершенствуемого или изобретаемого объекта» (в данном случае стены, крыша, окно, труба).

3) Заполнить правую часть таблицы — «варианты частей».

4) Создавать новые объекты комбинацией различных вариантов.

Образец заполненной таблицы
Примеры выполнения задания

Примеры этих таблиц были созданы разными педагогами и найдены на просторах Интернета:

Наиболее просто и широко о том, какие возможности может дать нам изучение и использование этого приема на занятиях с детьми, на мой взгляд, рассказывается в книге Светланы Гин «Мир фантазии» (уроки 9-13).

На занятиях в мастерской «Фантазеры» мы использовали этот прием, с помощью которого создавали необычные тетрадки, елочные игрушки и сами елочки, писали сказки и придумывали игры. Более подробно об этом можно прочитать здесь: