Автор: Сумасшедшая наука

Что вам понадобится:

  • 5-7 стаканов или стеклянных бутылок
  • Вода
  • Карандаш или шариковая ручка

 Инструкция:

  1. Расставьте на столе стаканы в ряд. Добавьте в каждый стакан порцию воды. В первый стакан налейте совсем немного воды, в следующий чуть больше. Продолжайте наливать воду в стаканы, постепенно увеличивая объем воды в каждом стакане. Таким образом, в последний в ряду стакан будет почти полным.
  2. Возьмите карандаш и ударьте им по стеклу стакана с самым малым количеством воды. Вы услышали мелодичный звук?
  3. Ударяя карандашом по стеклянным стаканам с различным количеством воды, попробуйте сыграть мелодию.

Объяснение

Стеклянный сосуд может издавать звуки различных тонов от вашего удара карандашом или ручкой. Все дело в количестве воды, занимающей пространство пустого стеклянного стакана. Чем меньше воды, тем выше будет звук. Почти полный стакан будет издавать от удара наиболее низкий тон.

Когда вы ударяете карандашом по стеклу, вода в нем начинает колебаться. Благодаря этим колебаниям вода начинает «звучать» в стеклянном стакане. Удар карандаша создает звуковые волны, которые, проникают сквозь стекло, перемещаются через все количество воды в стакане, отражаются от стенок стакана, проникают в воздух, несут колебания дальше через воздух к нашим ушам, которые мы воспринимает как звук определенного тона.

Вопросы

Этот музыкальный опыт взят из коллекции занятий Клуба Научных Приключений компании «Сумасшедшая наука». На занятии «Звуковые волны» ребята узнают, откуда берется звук и как он производится человеком и животными. Что такое «звуковые волны», как они распространяются в пространстве. Ребята получат уникальную возможность при помощи звуковой машины изменить собственные голоса и заговорить голосами персонажей сказок и мультиков. Длительность одного занятия 60 минут. Возраст детей 1-5 классы. Проводится в Москве, на базе Российской Государственной Детской Библиотеки (м.Октябрьская).

Дорогие родители!

Этот замечательный опыт со звуковыми волнами компания «Сумасшедшая наука» предлагает вам для познавательных занятий и бесед с вашим ребенком. Задавайте вопросы, и получайте самые невероятные ответы ваших маленьких ученых! Мы будем рады получить от вас письма и комментарии с описанием того, как прошло ваше занятие, были ли у ребенка свои вопросы к опыту, и как вы вместе пробовали найти объяснение явлению.

На что похож звук?

Звук легко увидеть с помощью воды. Потому что на поверхности воды вы уже видели волны (маленькие такие колебания в стакане после удара). Случалось ли вам бросать камушек в пруд? Если да, то вы видели, как расходились волны-круги на поверхности от места его падения в воду. Звук распространяется вокруг в виде волны. Скорость распространения звука в воздухе составляет приблизительно 330 м/с.

Что звенит: вода, стекло или карандаш (ручка).

В действительности звучат все вещи, которые могут вибрировать (колебаться). То есть молекулы этих колеблющихся предметов, двигаясь, издают звук, который мы слышим. Вода, стекло, карандаш вибрируют по-разному, а значит, и звук мы можем услышать разный. Мир звуков очень богат и разнообразен!

Почему начинается этот звук?

Потому что вы ударили карандашом по стакану, наполненному водой. Вы создали возмущение в предметах, и это возмущение волнами начало передаваться в пространство.

Есть ли у звука источник?

Того, кто создает возмущение (колебания) воздуха, называют источником звука. (Спросите у ребенка, как зовут этот звукогенератор? ) Удар карандаша по стеклу – это энергия, которая заставляет возмущаться и колебаться предмет (материал, вещество).

Почему этот звук заканчивается?

Потому что энергия звука постепенно рассеивается, распространяясь среди различных предметов и/или поглощаясь ими. Таким образом, звук затихает. Здесь можно изучить пропускную способность стены. Слышны ли мелодичные звуки стаканчиков с водой за стеной? Многие предметы плохо пропускают звук.

ВНИМАНИЕ КОНКУРС!

Совместно с журналом «Игры и игрушки» Компания «Сумасшедшая наука» объявляет конкурс на лучший любительский видео ролик занятия «Музыка воды».