Что такое графический диктант?

Графический диктант – это рисование по клеточкам. Одновременно и обучение, и развлечение.

Для проведения графического диктанта необходимо как минимум 2 человека: ведущий (тот, кто диктует) и игрок или игроки (те, кто выполняет диктант). Игроков может быть любое количество.

Клетки позволяют подробно ориентироваться в пространстве листа. Каждая клетка – это шаг, оставляющий след карандаша. Ведущий определяет количество шагов и направление этих шагов. Очень важно, чтобы в конце диктанта получился законченный рисунок. Это и цель, и сюрприз-подарок для ребенка, и проверка на правильность выполнения задания.

Какая польза от выполнения графических диктантов?

В процессе работы над графическими диктантами у детей развиваются:

  • произвольное внимание;
  • слуховое восприятие (умение действовать по словесным инструкциям – важное умение для будущего первоклассника);
  • воображение;
  • пространственное мышление (ориентация в пространстве, ориентация на листе бумаги);
  • графомоторные навыки (необходимы для успешного письма);
  • а так же автоматизируется счёт.

Кроме того, ребёнок получает удовольствие от интересного занятия, с которым каждый раз справляется всё лучше и лучше!

Особенно актуальны подобные диктанты при подготовке ребенка к школе, а начинать их использовать можно с 4-5 лет, используя наиболее простые задания.

Рекомендации к проведению графических диктантов:

  • Можно самостоятельно придумывать самые разные картинки, а можно на страницах интернета найти подходящие задания разного уровня сложности;
  • Главное, чтобы задания приносили ребенку радость!
  • Перед каждым диктантом, чтобы начать работу, нам необходимо убедиться, что ребенок помнит, какая рука у него правая, а какая левая, проверять, что он правильно понимает, где правый и левый края листа бумаги, верх и низ, а, в более сложных диктантах, и что такое диагональ;
  • Повторить с ребёнком счёт до 10 (при необходимости);
  • Для детей 4-5 лет лучше использовать листки в крупную клетку, для ребят постарше – в обычную клетку;
  • Важно – не забыть отметить точку, с которой начинается диктант, чтобы правильно расположить картинку на листе;
  • Первые рисунки выполнять вместе с ребёнком (сначала на одном листке; потом каждый на своём листке, с возможностью «подсмотреть», свериться; затем – ребёнок выполняет самостоятельно, взрослый только диктует);
  • Сначала использовать простые задания, постепенно их усложняя;
  • Для выполнения диктантов использовать простой карандаш – это позволит стереть ластиком ненужную линию, если ребёнок ошибся;
  • Не превышать длительность игры (20-30 минут, а для 4-5 леток 10-15 минут);
  • Можно завести отдельную тетрадь для графических диктантов – ребёнку интересно будет просматривать свои графические рисунки. Возможно, это станет импульсом для создания новых графических изображений самим ребёнком;
  • Не торопите ребёнка! Главное здесь не скорость, а правильное выполнение инструкции. Со временем скорость выполнения диктантов увеличивается;
  • Хвалите ребёнка за хорошо выполненную работу (без ошибок / меньше ошибок, ровные линии / ровнее, быстро / быстрее и т.д.);
  • Не ругайте за ошибки, исправляйте их с помощью ластика!

Есть ли вариации графических диктантов?

Да, такие вариации есть. Но их лучше использовать после того, как ребёнок натренируется в классическом варианте графического диктанта. Возможные вариации:

  • Симметричный графический диктант: взрослый диктует только первую половину рисунка, а ребёнок заканчивает рисунок по клеточкам в зеркальной симметрии без диктовки. Для таких диктантов хороши изображения бабочек, домиков, пауков…
  • Позволить ребёнку быть ведущим и диктовать графические диктанты Вам. Графические диктанты взрослым рекомендую выполнять левой рукой – для правшей и правой – для левшей. Это будет являться отличным способом для установления новых нейронных и межполушарных связей головного мозга, тренировкой внимания, а, значит, будет являться отличным средством для профилактики болезни Альцгеймера.
  • Копировать на листке рисунки с закрашенными клеточками. Это похоже на «пиксельные» рисунки, которыми увлекаются современные школьники – предложите старшим братьям и сёстрам этот усложнённый вариант.
  • Придумывать и рисовать рисунки по клеточкам самим.
  • Можно писать цифры и буквы по клеточкам. 

Ниже представлены некоторые варианты таких диктантов.

Источник: https://detsad-karusel.ru/graphic-dictation/

Другие мастер-классы из этой серии: