Историк Сократ Схоластик, современник Гипатии, описывает её в своей Церковной истории:

«В Александрии жила женщина по имени Гипатия (Ипатия), дочь философа Теона (Феона), которая достигла таких успехов в литературе и науке, что намного превзошла всех философов своего времени. Преуспев в школе Платона и Плотина, она объясняла принципы философии своим слушателям, многие из которых приезжали издалека, чтобы получить её наставления. Благодаря самообладанию и непринуждённости манер, которые она приобрела в результате развития своего ума, она нередко появлялась на публике в присутствии магистров. Она также не чувствовала себя смущенной, отправляясь на собрание мужчин. Ибо все мужчины из-за её необыкновенного достоинства и добродетели восхищались ею ещё больше.«

Хотя ни в одном из текстов, упоминающих Гипатию, не указана точно дата её рождения, большинство учёных определяют её где-то в промежутке между 350—375 годами н.э.

Гипатия была дочерью популярного в то время математика и философа Теона, была его ученицей, которая превзошла своего отца. В то время, когда у женщин почти не было права выбора и с ними часто обращались как с собственностью, Гипатия свободно вторгалась в традиционно мужские области и добивалась там превосходных результатов. Она преподавала математику, астрономию и философию, выступала доверенным советником городских правителей и вошла в историю как величайший учёный древней Александрии. Ее веротерпимость привлекала в число ее студентов людей с самыми разными религиозными убеждениями, среди которых были и язычники, иудеи и христиане.

А еще по всем дошедшим до нас сообщениям, она была очень красива, что притягивало к ней внимание массы поклонников. Но женщина отвергала все предложения о замужестве. 

Ученые и философы со всего античного мира приезжали к ней ученые, чтобы увидеть и услышать ее, а поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:

Когда ты предо мной, и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрый свет…

К сожалению, как и у многих других ученых древнего мира, её работы в основном были потеряны во времени, поэтому восстановить тексты, принадлежащие ей крайне сложно. Известно лишь то, что некоторые из её работ включали комментарии к ряду важных мыслителей, включая «Арифметику» Диофанта, «Альмагест» Птолемея и работу Аполлония о конических структурах.

Кроме этого считается, что Гипатия изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба). И ещё она написала «Астрономический канон».

Эту красивейшую и умнейшую женщину называли последним воплощением духа Платона и тела Афродиты, однако растущая христианская церковь крепила свое могущество и пыталась истребить языческую культуру, ее влияние. Гипатия находилась в самом эпицентре столкновения этих могучих социальных сил.

Древние источники свидетельствуют о том, что Гипатия была широко известна и уважаема как язычниками, так и христианами, что она оказывала огромное влияние на политическую элиту Александрии. Ближе к концу своей жизни Ипатия консультировала Ореста, римского префекта Александрии, который находился в эпицентре политической вражды с архиепископом Александрии Кириллом. Из-за чего в городе среди черни начали распространяться слухи, обвинявшие её в том, что она мешала Оресту помириться с Кириллом, в итоге это привело к катастрофе, в марте 415 года нашей эры она была жестоко убита разъярённой толпой во главе с неким чтецом Петром.

Останки Гипатии были сожжены, работы уничтожены, а имя забыто, а истинного виновника ее чудовищной гибели, архиепископа Кирилла, причислили… к лику святых.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее.

«После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Организовавший убийство Гипатии «святой» Кирилл Александрийский всю оставшуюся жизнь посвятил борьбе с ее трудами и сочинениями.

До нас не дошло практически ничего…

Любимый ученик Гипатии, афинянин Полисфен, зарезанный христианским фанатиком через два года после смерти Гипатии, напишет в своей книге «Под Звездами Александрии»:

«В темной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Ее луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

При написании статьи были использованы материалы: