Автор: Александра Никитина
Александра Никитина — театровед, кандидат искусствоведения, преподаватель с 40-летним стажем, а еще один из популяризаторов театральной педагогики в современной российской школе. Одновременно — сотрудник МГПУ и Московского областного ТЮЗа. Мы поговорили с Александрой Борисовной о том, как театральные игровые и метафорические методы и приёмы помогают сделать процесс обучения вовлекающим.
Театральная педагогика — это особый вид образовательной практики, в которой с помощью театральных инструментов создают уроки по принципам событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации. Такой подход позволяет привлечь и удержать внимание учеников и в конечном счете заинтересовать их предметом. И может быть — что гораздо важнее — заинтересовать их процессом познания как таковым.
Занятие, организованное по методам театральной педагогики, строится так: сначала «разогреваем» класс, вместе с ним проходим точку кульминации, а в конце делаем коллективные выводы и обретаем личностные смыслы. Такая практика подходит для любых предметов, не только для гуманитарных дисциплин. Главное — желание преподавателя слышать и слушать своих учеников, принимать их такими, какие они есть, и вместе придумывать новые формы познания.
Это не шоу
Театральная педагогика имеет очень косвенное отношение к театрализации. Она просто терпеть не может маски, костюмы и репетиции в качестве общих и ежедневных практик. Это, скорее, история про самоощущение, умение слышать и выражать себя в образной форме.
В театральной педагогике используют игровое взаимодействие: разыгрывают драматические этюды, сочиняют сюжеты, создают пространственные композиции, звукошумовое оформление и т. д. Когда ребенок начинает по Станиславскому проводить «разведку телом», а потом «разведку умом», он сам становится частью того, что изучает. В этой игре нет проигрыша и выигрыша — азарт рождается благодаря эмоциональной значимости и личностному проживанию.
Театральное пространство — это то место, где ребенок вовлечен в происходящее целиком: его чувства, его голова, его телесность. Когда ученик приходит на такие занятия, он перестает быть так бесконечно одинок, как тот, кто потом выходит из дома с автоматом. Он понимает, что интересен, что он здесь нужен.
В МГПУ мы исследовали неформальные практики театрального образования в Москве. Мы спрашивали школьников, зачем они посещают театральные студии, ходят на образовательные интерактивные спектакли и уроки «театральных» педагогов. 99 процентов ответили: «Потому что только здесь нас слушают».
Реалии времени таковы, что учителя обычных школ находятся в ситуации постоянной гонки, где главное — не услышать ребенка, а получить верный тестовый ответ. Они не виноваты, как и родители, которые не успевают дома завести долгий, содержательный разговор, потому что времени хватает только на жизнеобеспечение ребенка.
Театральная педагогика, которая чаще реализуется в неформальном образовании, напротив, создает пространство, где все слышат и слушают друг друга. Это инструмент для решения психологических проблем детей. К сожалению, в обычной школе использовать такие методы сложно. Для этого учителя должны быть более свободными и не затравлены бумажками.
Три задачи театрального педагога
Сегодня уроки, которые только транслируют информацию, уже не подходят — ее и так переизбыток. Приходится удерживать внимание детей иначе, чем прежде: за счёт высокой эмоциональной вовлеченности.
Поэтому первая задача театрального учителя — придумать, почему та или иная тема станет интересной и значимой на конкретном занятии для конкретного класса.
Никакие утилитарные соображения из серии «потом пригодится, чтобы поступить в институт», не работают. Нужен живой и эмоциональный манок, и он, как ни странно, чаще всего лежит в области эстетической красоты, философского поиска или мечтаний о реальном ближайшем будущем.
Вторая задача — обнаружить в теме урока физики, химии, биологии заложенный образ, метафору, которая пробудит у детей воображение. Пусть он будет абсолютно дурацким, бытовым, но именно образом, благодаря которому ученики с легкостью смогут понять суть.
Мой учитель физики, Константин Михайлович Ушаков, который сейчас преподает в ВШЭ, говорил: «Что такое точка опоры? Это доска, на который вы стоите, или веревка, на которой вы висите». Мы смеялись, но всем сразу становилось ясно, что он хотел сказать. Моя мама тоже всю жизнь вспоминала, как её учительница, рассказывая о соотношении величин Земли и Солнца, говорила: «Это как пшено и арбуз». Это самый простой прием театральной педагогики, который помогает детям быстрее и легче понять, что учитель хочет донести.
Третья задача — объединить детей реальным коллективным поиском нового открытия, знания. И в этом поиске они должны быть ориентированы не на учителя, а друг на друга. Следовательно в классе будет много движения и довольно высокий уровень рабочего шума.
Посмотрите, например, старый советский фильм «Расписание на послезавтра», где учитель физики в исполнении Александра Ленькова ставит перед классом задачу: одной части — изобрести вечный двигатель, а другой — доказать, что такое изобретение принципиально невозможно. В этом эпизоде отлично видны все ключевые принципы «театральной» педагогики.
Практический кейс «Электричество в лицах»
В книге Уллы Штойернагель и Ульриха Янссена «Детский университет» (книга первая) есть глава «Откуда берутся молнии и гром». В ней Дэвид Уарем, профессор физики из Тюбингена, объясняет различные физические процессы и предлагает представить их участников в виде живых существ. Работая с этой главой по законам театральной педагогики, мы следуем за автором и играем с разными одушевленными персонажами.
Задание 1.
Прочитайте главы «Почему в банде маленьких непосед столько энергии?» и «Что общего у электрического тока и похода в кино?» и отметьте для себя все те описания, которые можно оживить: представить физические явления в виде живых существ — героев театральных этюдов.
Задание 2.
Поделитесь со всем классом своими наблюдениями и составьте список идей. Ответственные секретари запишут сначала все идеи на доску, а потом каждую идею — на отдельную бумажку. Сверните бумажки так, чтобы не было видно текста.
Задание 3.
Объединитесь в группы по количеству идей. Выберите гонца, и пусть он вытянет из набора свернутых бумажек одну идею. Приготовьте к показу этюд, предложенный в вашей записке. В нем должен быть минимум слов, а лучше — ни одного. Если слова всё же есть, они не должны касаться физики и физических терминов.
Задание 4.
Все группы по очереди представляют свои этюды, не анонсируя их и не раскрывая тайну своих записок. Зрители после каждого показа отгадывают, какой именно процесс был продемонстрирован и почему они так думают.
Учитель как режиссёр
Учитель — режиссер образовательного пространства. Моя коллега, исследователь творчества Л. С. Выготского, Татьяна Климова выделяет три фазы этого процесса:
- совместное проживание (создание эмоционального пространства, где мы вместе что-то узнаем);
- коллективное означивание (когда тому, что прожили, мы даем имя);
- фаза рождения личностных смыслов (когда мы пытаемся обмениваться идеями, родившимися в этом событии).
Это только глобальная часть режиссуры — то, что в театре называется «построением сквозного действия». На самом деле нюансов гораздо больше. Например, учителю очень важно быть хорошим модератором, чувствовать групповую динамику. Он играет роль поддерживающего тренера, или фасилитатора — дает уверенность, что все получится, и при этом следит за правилами игры и темпом занятия.
Из актерских качеств учителю пригодится способность импровизировать. На игровом уроке не знаешь, по какому пути пойдет исследовательский интерес детей и к каким выводам они придут, — нужно всегда быть готовым следовать их мысли.
Первое, о чем надо забыть учителям в театральной педагогике, — это слово «Нет». Что бы вам ни сказал ребенок, всегда отвечайте: «Да, давай проверим, что из этого может получиться» или «Да, можно попробовать и понять, какой вариант лучше». Это «Да», конечно, требует «лёгкого веса», «мобилизации» и «пристройки на равных» (как говорят в социоигровом стиле педагогики А. П. Ершовой) и актерского, импровизационного состояния.
Главное, что следует понимать учителю, — больше всего взрослых должно волновать не то, правильно ли ученик решит задачу, а то, насколько он заинтересуется процессом. Важнее действие, а не результат — в этом суть театральной педагогики.
Мой главный учитель режиссуры Сергей Вячеславович Клубков, автор концепции «Режиссура и педагогика корня», говорил: «На первых порах неважно, правильно ты действуешь, или неправильно. Главное, что ты ДЕЙСТВУЕШЬ — подлинно и личностно». Если пробудить вкус к подлинному и личностному образовательному действию, остальное обязательно приложится. Но для того, чтобы это получилось, учитель должен слышать и чувствовать себя настоящего и своих учеников.
Полную версию интервью с Александрой Никитиной смотрите на YouTube-канале «Педсовета»: