Потрясающий уровень монтажа! Это один из первых советских короткометражных экспериментально-трюковых фильмов, снятый еще в далеком 1946 году на московской киностудии «Союздетфильм».
«Оптические перекладки» — научно-исследовательская работа, известная лишь среди специалистов киноиндустрии. Ролик используется в качестве учебного пособия для студентов ВГИК и ГИТР.
Его полная версия для обычных зрителей никогда не публиковалась. Он демонстрирует уникальный принцип создания спецэффектов, разработанный братьями И.С. и В.С. Никитченко на киностудии «Союздетфильм» в 1945 году, при участии мастеров А.Э. Авика, Е.Н. Царевского, А.А. Дюбакова. Главным оператором проекта стал легендарный кинооператор Михаил Николаевич Кириллов.
На съемку ролика у создателей ушел примерно год. Сцены снимались отдельно, пленка проявлялась, затем при помощи специальной аппаратуры отдельные «куски» изображения проецировались на экран, куски — вплоть до мелких деталей- совмещались. Полученную картинку из совмещенных кадров переснимали с экрана на другую видеокамеру. Процесс повторялся, пленка проявлялась, проецировалась на экран, и вновь совмещалась с другими деталями, и вновь переснималась на видеокамеру с экрана.
На пюпитре рояля, за которым сидит блистательный эстрадный пианист Д. Ашкенази, возникает крохотный танцовщик. Исполнив небольшой танец под «Яблочко», он спрыгивает с пюпитра на клавиши, продолжая танцевать на них. Далее взлетает на портсигар, который пианист держит в правой руке (левой продолжает играть), и на этом портсигаре выдает технически сложную чечеточную обойму. Далее опять спрыгивает на клавиши, при этом… рассыпаясь на части, однако эти части его фигуры продолжают танцевать отдельно друг от друга по разным клавишам, но очень слаженно. В конце танцор снова «срастается» воедино и пляшет на пюпитре рояля, как и в начале фильма.
Эта работа и поныне остается художественным и техническим шедевром. Танцевальную партию в ней исполняет Владимир Борисович Зернов.