Два игровых способа решить проблему дневного сна

Дети все разные. Те, кто постарше, уже давно не спят днём, а тем, кто помладше, просто-таки необходимо отдохнуть. Тихий час соблюдать нужно. Вопрос только в средствах для достижения этой, безусловно, благой цели. Как же так устроить, чтобы двадцать детишек лежали действительно тихо и дали заснуть тем, кто в этом нуждается? Без игры тут никак не обойтись…

Заставлять себя не спать – мучительно. Но заставлять себя спать – тоже. Даже если делать это из любви – к воспитательнице, няне или маме. Которые, в свою очередь, тоже любят тебя – потому и укладывают спать днём, что желают тебе добра! И до такой степени желают, что готовы даже заменить собой целый штат надзирателей.

Плоды демократии

Мой первый в жизни класс был класс шестилеток в детском саду.

В педагогику я пришла от большого отвращения к советскому школьному и детсадовскому укладу жизни. Поэтому реформации подвергся прежде всего тихий час – как самая реакционная, насильственная, казарменная форма. Мы объявили, что заставлять спать (равно как и есть запеканку) мы никого не собираемся.

Отменить тихий час в отдельно взятой группе было нельзя – остальные-то на это время вымирают, а мы бы тут топали и галдели. Поэтому мы сказали так: «Лежите и тихонько занимайтесь своими делами – рисуйте, смотрите картинки, играйте в куклы. А мы, взрослые, будем заниматься своими».

Если вы тоже решили стать демократами, приготовьтесь пожинать плоды демократии. А посему будьте готовы, например, к тому, что к вам в группу влетит разъярённая заведующая, которая минутой назад, мирно возвращаясь из булочной на место своей службы, увидала в окне второго этажа взлетающие к потолку белые фигуры – «привидения из Вазастана». (Привидения получаются путём изъятия из пододеяльников одеял и помещения вместо них себя – руки-ноги просовываются по углам, голова – в дырку. Привидения взлетают, подпрыгивая на сетках кроватей.)

Вопрос в средствах

И всё же. Хоть дети в старшей группе уже и большие (целых 5 или 6 лет!), но – разные. И наверняка кому-то, в силу его психо-физических особенностей, просто-таки необходимо немного поспать или хотя бы полежать-отдохнуть. И вот ради них, – считаете вы, – и нужно соблюдать тихий час. Справедливо. Вопрос только в средствах для достижения этой, безусловно, благой цели (вопрос не только для педагогики центральный). Вот Надюша рассказала нам, что в младшей садовской группе их на тихом часе, например, не выпускали в туалет…

Как же так устроить, чтобы двадцать детишек лежали действительно тихо и дали заснуть тем, кто в этом нуждается? Можно, например, легализовать детскую партизанскую жизнь (всё с теми же куклами, лего, машинками, комиксами и пр. в постели), а самому сидеть возле двери в качестве надзирателя – чтобы уровень шебуршания не возрастал. Но когда одни шебуршатся (пусть даже тихонько) да ещё с машинками (др-др-др), спать не будет никто – завидно же! Да и роль взрослого при этом какая-то сомнительная – будто ему больше заняться нечем!

Способ 1. Гипнотический

Можно воспользоваться методом Кашпировского – зубы заговаривать. В таком случае незаменим текст «Песни о Гайавате» Лонгфелло. Завороженные тихим монотонным чтением, мелодичным ритмом, непонятными, но очень красивыми словами (Мише-Моква, Гитчи-Манито могучий и пр.), детишки постепенно, один за другим, засыпают.

Дочитав очередную главу, воспитатель тихонько закрывает книжку, на цыпочках (чтоб, якобы, никого не разбудить) крадётся к свободной койке, отчаянно зевая, укладывается на неё и замирает. Через пару минут раздаётся его тихое посапывание (бывает, не сильно-то и притворное). Тут даже самые стойкие ненавистники сна понимают: делать нечего – придётся спать.

Однако бывало и так. Открываешь через час глаза – а над тобой таинственные мордочки. Оказывается, если кто здесь и спал, так это ты! «Спи, моя радость, усни…» А они, хитрюги, в это время партизанили! Ходили друг ко другу в гости, шептались, хихикали в подушку. Периодически подкрадывались к моей койке – послушать дыхание. Игра такая – «не разбудить великана».

Рекомендуемое к тихому часу чтение вслух: «Слово о полку Игореве» на языке подлинника, «Одиссея» Гомера в переводе Жуковского. Опробовано. Действует безотказно.

А не заняться ли делом?

Но дети старшей группы в большинстве своём не склонны спать днём. А если использовать эти два часа в корыстных образовательно-воспитательных целях?

Как-то раз коллега рассказала о «жужжащем» чтении (словечко это позднее, наше) – где-то прочла или услыхала.

А с занятиями чтением ведь всегдашние проблемы: один читает бегло, другой – еле-еле, особенно вслух. Спотыкаются пока что все, особенно при публичном выступлении. И занятие как-то не клеится – ну как заставить двадцать человек слушать одного, если он читает в час по чайной ложке! Да и этому несчастному как барахтаться в одиночку в притаившейся тишине группы?.. А учиться читать надо. А для этого нужно читать. И не только в рамках занятия по чтению. Однако далеко-о не все читают дома свою книжку… Вот такая цепочка проблем. И тут долетевшая до нас из школы весть о «жужжащем чтении».

Способ 2. «Жужжащее чтение»

Выглядит это так. Я хватаюсь за секундомер и объявляю: «Через тридцать секунд – запускаю!»

Дети – сами не понимая, почему (а секрет прост: ну как тут не спешить, если ограничили время, да ещё секундомером щёлкнули!) – спешат к специальной полочке в шкафу, отыскивают на ней книжку со своей личной закладкой и отправляются в кровать. Кто-то сразу после обеда это сделал и уже лежит себе, читает или картинки рассматривает – спать-то никто не заставляет.

Когда все более или менее улеглись, я даю команду:

– Время пошло! Включайте звук! – и торжественно щёлкаю секундомером.

В этот момент спальня превращается в пчелиный рой. Впрочем, добродушный. Дети жужжат (бубнят, бормочут, шуршат) вслух, но в то же время себе под нос. И кто во что горазд.

Про книжки отдельно

Книжка должна быть обязательно тоненькая! Чтобы в несколько присестов её реально было прочитать. Часть таких книжиц ребята натащили в группу из числа своих домашних, малышовых, а сколько-то принесли мы, детсадовские взрослые, – из числа списанных в районной библиотеке. Попадались замечательные, сороковых – пятидесятых годов издания, конечно, ужасающе потрёпанные. У каждой своя история, свои хозяева и читатели, оставившие на пожелтевших страничках блёклый автограф в виде фамилий, дарственных надписей, заметок на полях и даже остатков завтрака.

Потом был период реставрационных работ. Ребята постигали азы этого ремесла. Наконец подлеченные книжки встали на ту самую специальную полку в шкафу.

Автора и название прочитанной книжки ребята фиксируют на самодельных закладках: кто буквы печатает, кто – условные знаки, кто – опознавательные рисунки. Закладки поэтому широкие, а ещё очень красивые: есть и плетёные, и вышитые гладью, и расписанные красками. А ещё закладки – именные (уж первые-то буквы своих имени и фамилии каждый пятилетка-шестилетка как-нибудь да накарябает), и они перекочёвывают из книжки в книжку.

Ребёнок, который до сих пор боялся даже подступиться к книжке (всё равно не одолеть!), вдруг через какое-то время обнаруживает на своей закладке целый, пусть небольшой, но списочек. Три (пять, десять) прочитанных самолично книг. Пусть маленьких, но книг! Это воодушевляет.

Отключаю звук

Итак, десять минут «жужжащего чтения» каждый тихий час (и пять минут – каждое занятие грамотой). Уже через месяц я ощутила всю мощь этой работы: ребята зачитали! И те, кто официально «не читал», и кто читал по слогам, и кто заикался, и кто мекал-бекал, и кто просто стеснялся.

Бывало, брожу по спальне, прислушиваюсь: это самые реальные представления о том, кто как читает, на каком этапе постижения этого труднейшего дела находится.

У тех, кто и без того лихо читает, «отключаю звук», дотрагиваясь до плеча, (значит, «читай про себя»). Всё меньше голосов бубнит в спальне. В конце концов остаётся один Андрей. (В следующий раз это будет кто-то другой.) «Отключённые» невольно прислушиваются. А Андрей шпарит на всю катушку, ни на кого не обращая внимания. Весь – там, в тексте. Ведь книжку выбрал по своему вкусу – интересную! Примерно с минуту происходит это прослушивание не только Андрюши, но и его книжки. Своеобразная презентация. (Увидел бы он сейчас сам себя – то-то бы удивился.)

Я:

– Спасибо, Андрюша, за доставленное удовольствие!

Ребята:

– Андрюх, когда дочитаешь, я на очереди!

Или:

– Меняемся (книжками)?

Мои хитрости и их тайны

Десять минут иногда выливаются в двадцать, а то и в полчаса. Но знаю об этом только я. Дети же уверены в том, что вот-вот иссякнут их десять минут и щёлкнет неумолимый секундомер. Забавно смотреть, как они на него оглядываются. Как будто он сам по себе, а я здесь ни при чем.

Щёлк! Шепотом предлагаю соседям по кроватям ещё семь минуток пошептаться – порассказывать друг дружке по очереди, что интересного у каждого там в книжке происходит. Какие приключения, события, герои?.. Щёлк! Время пошло!..

А потом я даю ещё восемь минут (на самом деле больше – вы уже поняли хитрость?) – чтобы спросить у соседа, а как он думает, что будет дальше. А потом – рассказать ему свою версию.

Лежат, шепчутся, прыскают в подушки, руками что-то показывают, глазёнки блестят… Так и тянет подслушать. Ан-нет, это ИХ разговоры.

А теперь ещё одиннадцать минут – чтобы проверить по тексту, чья версия оказалась ближе к тем событиям, которые происходят в книжке. Спрашивают: «Жужжать?»…

Тут пять минут, там десять. Даже без особых хитростей час набегает. А то и полтора.

Щёлк! Закладки – в книжки. Книжки – на полку. Одеваться!