Когда-то очень давно, когда я была еще совсем маленькой девочкой, мой папа был в долгой заграничной командировке, в ГДР, и я очень скучала по нему. Он очень часто писал нам с мамой письма, а в каждом его письме он присылал мне самую настоящую сказку в картинках. Это были «волшебные» открытки из жизни мира ежиков.
Я бережно хранила эти открытки долгие годы (и храню до сих пор), ведь это были прекрасные теплые воспоминания о детстве, о папе, о его любви и заботе.
И только недавно я узнала, что главного героя рисованных историй зовут Мекки, а еще я познакомилась с историей этих чудесных открыток и их автором…
Ёж Мекки – объект пристального изучения и коллекционирования на протяжении многих лет, он даже дал своё имя причёске «под ёжика».
Этот персонаж «снимался» в кукольном фильме братьев Диль «Заяц и Ёж» по произведению Гримм, так что корни его появления уходят в середину 19 века, если не сказать, еще раньше, Ведь братья Гримм переложили известную народную сказку о смышленом ёжике. Так что ежиная история началась, действительно, давным давно…
Эта картина была настолько успешна, что безымянный ежиный персонаж стал необычайно популярен. Было сделано 1600 копий фильма, а на основе кадров было выпущено великое множество открыток.
Журнал под названием Hörzu («Слушай») вышел в свет 11 декабря 1946 года, его шеф-редактором был Эдуард Райн, который в качестве талисмана издания (или, как сейчас принято называть, логотипа) выбрал известного во всей Германии ёжика.
Идея была подхвачена творческим коллективом и уже в октябре 1949 года на обложке журнала, чуть застенчиво улыбаясь, стоял он – Ёж, а рядом гласила надпись: «Это Мекки!». Позже выдвигались разные версии возникновения этого имени: сам шеф-редактор в своих мемуарах писал, что оно происходит от слова «meckern» (жаловаться, ворчать), что Мекки и должен был делать на страницах журнала – критически комментировать радиопрограмму. Однако задолго до этого он же говорил, что своим именем ёжик обязан редактору Хансу Меккленбургу (по прозвищу Мекки), который некоторое время работал в журнале.
Первые годы для иллюстраций использовались мотивы из открыток по фильмам братьев Диль. Кстати, одним фильмом они, окрылённые популярностью персонажа, не ограничились – с 52-го по 58-й годы было снято 16 фильмов с Mекки. В 1951 году вышла богато иллюстрированная книга «Meкки в раю», посвященная ежиным историям. Надо сказать, книга была первой, но не последней, с 1951 по 1964 были изданы ещё 12 историй о захватывающих приключениях и удивительных путешествиях симпатичного ёжика.
Конечно, такой популярный персонаж не могли не заметить производители игрушек. В 1951-м фирма Штайф (Steiff) выпустила первую фигурку Meкки. Как образец внешности для игрушек был взят всё тот же ёж из фильмов братьев Диль, но время от времени она менялась – мордочка становилась то шире, то снова острее. Рост классического Meкки – 28см. В первый год выпуска у ёжика была мордочка из латекса, сейчас эти экземпляры считаются очень ценными и редкими, их можно узнать по более выраженным «морщинкам». После этого Steiff стал отливать головы ежам из резины, которые уже не так подвергались старению. У ранних игрушек на правой лапке есть ленточка с надписью «Made in US-Zone», на левой – пластиковая лента с товарным знаком компании Steiff. Это – тот знак качества, которые даже дети с определённого возраста умели ценить и никогда не снимали со своих игрушек.
В 1952-м году появилась и очаровательная жена Мекки – Mикки, а через год и их дети, Макки и Мукки (Macki und Mucki). Двенадцатисантиметровые малыши полностью были сделаны из резины. Появились и взрослые ежи промежуточного размера – 18 сантиметров, чьи наряды ровным счётом ничем не отличались от одежды большой пары. В этом же году был выпущен большой Mекки ростом 50 сантиметров.
Эрих Нойберт (Erich Neubert) родился 26 января 1896 года в Хемнице, умер 20 марта 1970 в Мюнхене. Этот известный книжный иллюстратор, карикатурист и художник после Второй мировой войны работал над многочисленными открытками с популярным в то время ежиком Meкки, тогда на первых выпусках открыток на рисунках стояли только инициалы художника EN.
Потом начали писать его полные имя и фамилию. Причём издавалось два вида открыток – для местного пользования в ГДР с немецкими стишками внизу открытки и второй вариант был предназначен для русских военнослужащих. Ёжики для советских солдат сначала не имели никакой надписи, но позже типография набрала русским шрифтом С ПРИВЕТОМ.
По материалам сайтов: