Автор статьи:
Б.М. Бим-Бад
Б.М. Бим-Бад — советский и российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор, член МФКО и телеведущий.
В сегодняшних условиях домашнее обучение имеет смысл только в одном случае: когда ребенок никак не может посещать обычное учебное заведение. Не может, положим, по состоянию здоровья или в силу бесспорной гениальности — дитя настолько превосходит своими познаниями и умом школьников всех возрастов, что ему среди них просто нечего делать.
Иными словами, практика образования в нашем отечестве такова, что, если есть хоть какая-то возможность не городить огород домашнего обучения, то и слава богу.
Почему я так в этом уверен? Потому, что все равно вас и вашего ребенка заставят выучить то же самое, чему учат в обычной школе. Потому также, что вас при этом измучат, унизят и оскорбят. Потому, что вам придется быть очень хорошо подготовленными и умными педагогами (иначе придется приглашать домой тех же учителей из той же школы). Потому, наконец, что ребенок ваш будет оторван от сверстников и, что бы он ни говорил, будет обездолен товарищами.
Вот если бы у нас было дозволено составлять индивидуальную учебную траекторию для каждого домашнего учащегося! Положим, если у него есть «жилка», то есть склонность и способность к точным наукам, он углубленно занимается физикой, химией, биологией, а гуманитарными предметами – так, чуть-чуть. А другой, напротив, — историей, литературой, психологией… И при этом они посещают разновозрастные детские творческие коллективы — спортивные, музыкальные, рисовальные и прочие, тратя на них столько сил и времени, сколько есть в наличии.
Но, увы, это — только мечта. У государственной школы другие задачи!
Представим себе, однако, что все необходимые условия для нормальной успешной домашней школы у нас налицо:
- любовь, доверие, уважение, радость общения между родителями и детьми;
- выдающиеся дидактические способности у родителей;
- доступ к тщательно подобранным библиотекам;
- свобода всех участников домашней школы от давящей внешней опеки.
И тогда у домашнего обучения появится блестящая перспектива.
Вот несколько примеров, взятых из жизни.
Страдая «воспитательной лихорадкой», отец Иоганна Вольфганга Гёте наделил мальчика чудовищным количеством первоклассных познаний, которые дали возможность еще очень юному Гёте стать универсальным гением.
Отец другого лидера неогуманистов — Фридриха Августа Вольфа сообщал сыну с пеленок немецкие слова вместе с латинскими, благодаря чему латинский стал для него вторым родным языком. С четырех лет малыш стал изучать французский и греческий языки. Восьми лет был принят в третий класс гимназии, где читал по-гречески уже свободно, как, впрочем, и по-итальянски, по-испански, по-английски.
Джон Стюарт Милль, логик, философ, политэконом, политолог, публицист и общественный деятель, в самом раннем детстве настолько усердно занимался со своим отцом, влиятельным историком, философом, экономистом и педагогом Джеймсом Миллем, труднейшими науками — психологией, историей, правом и другими, так что даже несколько занемог от усиленных трудов. Это не помешало ему вскоре настолько окрепнуть, чтобы оказать благотворное влияние на всю европейскую и мировую культуру.
Таких примеров немало, показывающих, что мы не знаем и не можем узнать, пока не попытаемся, резервов развития нашего ребенка. Так будем же пытаться!
За такое домашнее образование, хотя бы за право на него необходимо БОРОТЬСЯ.