Автор: Фрида Семёновна Юганова,
учитель русского языка и литературы,
тьютор ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Многим учащимся и родителям нашего Центра, очевидно, известно, что классы 5-а и 5-б изучают литературу не в обычном классно-урочном формате, а на образовательных сессиях, которые, уж конечно, знакомы большинству обитателей Центра образования «Измайлово». Различия, однако, в том, что работа по теме не заканчивается после образовательной сессии: каждый из учеников готовит межсессионную работу по самостоятельно выбранной теме и получает за неё обычную школьную оценку. Такие работы пятиклассники выполняли после первой образовательной сессии «Особенности структуры волшебной сказки». И вот оказалось, что тема вызвала такой недетский отклик пятиклассников, что многие работы стали достойны не только зачётной оценки, но и того, чтобы показать их культурному сообществу пятиклассников, их игротехникам-консультантам, учителям и родителям.
По этому случаю 7 декабря 2013 года все мы собрались в актовом зале нашего Центра для того, чтобы впервые провести презентацию межсессионных работ в формате двух классов. Нашими очевидными целями были следующие:
- представить работы, которые могут являться не только весьма содержательными в раскрытии темы, но и показательными по исполнению;
- попробовать свои силы в публичном представлении результатов работы;
- познакомить не только пятиклассников, но и родительскую аудиторию с результатами детских работ, выполняющихся в формате образовательных сессий и межсессионном пространстве;
- и, конечно, вместе порадоваться хорошим результатам, поиграть в различные тематические игры и получить заслуженные награды и призы.
И всё это у нас вполне получилось. Большое впечатление произвело разнообразие представленных работ, и тематическое, и жанровое. Тут были не только самостоятельно сочиненные и ярко проиллюстрированные волшебные сказки, но и их анализ — с использованием схематизации и теоретических знаний, полученных на сессии. Очень интересными оказались исследования по сопоставлению сказок разных народов, образов волшебных предметов и волшебных помощников. А изобилие волшебных кроссвордов показало тщательную работу их авторов — как в подборе материала, так и в оформлении. И оказалось, кстати, что их не так-то просто с ходу разгадать. Всем, кто представлял свои работы, мы очень благодарны. И отметим те из них, которые произвели особенное впечатление:
- Софья Котухова. Сказка «Драконья дочь». Софья не только сочинила сказку и сделала к ней отличную презентацию, но и очень артистично представила и рассказала её.
- Лидия Огурцова. Сказка «Подлости Водяного». Авторские иллюстрации. Схематизация сказки. Сравнение с инвариантом волшебной народной сказки. Сказка получилась не только интересная, но и смешная, а авторские иллюстрации оказались очень оригинальными.
- Иван Шаппо. Сравнение русской народной сказки «Колобок», американской народной сказки «TheGingerbreadMan» («Имбирный человечек») и английской сказки «Johnny-Cake» («Джонни-пончик»). Очень точная, местами остроумная и отлично, в части презентации, сделанная работа.
- Александр Чистяков. Значение и происхождение образа яблока в волшебной сказке. Александр сделал объёмное и глубокое исследование. А кроме того, порадовал аудиторию исполнением сочиненной и проиллюстрированной им небылицы.
- Валерия Харебова и Варвара Акишина. Образ Бабы-Яги в русской волшебной сказке. В этой работе впечатляет и выбор материала, и подбор аргументов, и совершенно взрослое использование научных сведений.
- Анна Кузьмина. Сопоставление арабской сказки «Злой волшебник» и русской сказки «Василиса прекрасная и морской царь». Схематизация. Сравнение с инвариантом. Анна очень вдумчиво и тщательно исследует выбранный ею материал и весьма грамотно применяет средства анализа.
- Очень интересную работу сделал Иван Черных: Сравнительный анализ народной сказки «Егле – королева ужей» и авторской сказки Л.Н. Толстого «Уж». Он не смог показать её на презентации. Но на сайте вы можете с ней ознакомиться.
Мы, конечно, очень ждали, что группа под руководством А. Ю. Навернюк к всеобщей презентации успеет закончить мультфильм «Инвариант или путеводитель по волшебным сказкам для «чайников»».
К сожалению, не успели. Но он, в конце концов, получился. И притом замечательным и забавным. Все желающие могут ознакомиться с ним на сайте.
А мы ждем следующих межсессионных работ, интересных исследований и ярких впечатлений.
В заключение хочется поблагодарить Дашу Анохину, Полину Малишевскую, Настю Мордасову, Сашу Лысогорскую и Гошу Мозгового, которые придумали игры, конкурсы и викторины и развлекали нас, чтобы мы отдохнули от тяжёлой, но уже столь привычной умственной деятельности.
Источник: http://1811.ru/instles/page313
Более подробно о «Преподавании литературы в формате Образовательных сессий», автор Фрида Юганова
Некоторое время назад мы начали публикацию детских проектов, посвященных изучению особенностей структуры волшебной сказки. Мы обещаем продолжить публикации, а с теми, что уже выложены на сайте, Вы можете познакомиться здесь:
- «Инвариант или путеводитель по волшебным сказкам для «чайников» — мультфильм
- «Сумерки Незаметные, Вечер Звёздный да Ночь Тёмная» — волшебная сказка Полины Югановой
- «Драконья дочь» — волшебная сказка Софьи Котуховой