Авторы проекта:
Антон Навернюк,
Анастасия Навернюк
©, 2012 г.,
мастерская «Фантазеры»,
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Настольная словесно-логическая игра «Словастика» (от «словесная гимнастика») предназначена для детей от 7 – 8 лет, но будет интересна и для взрослых.
Она содержит игровое поле в виде таблицы, с выделенными разными цветами зонами. В центральной ячейке таблицы мы пишем слово, которое собираемся превращать.
Игроки поочередно вписывают в пустые ячейки в произвольном порядке слова, следуя правилу: новое слово должно только на одну букву отличаться от предыдущего, то есть необходимо изменять одну букву, добавлять одну букву или убирать одну букву. В течение игры слова не должны встречаться на игровом поле дважды.
По предварительной договоренности игроки могут упрощать или усложнять правила игры, используя для создания новых слов исключительно нарицательные существительные в именительном падеже, единственном числе, без уменьшительно-ласкательных форм или позволять использовать некоторые другие вариации.
Между ячейками стоит обозначать связи между конкретными словами, так как слова, стоящие рядом могут быть связаны с другими не только с одной стороны, но и сразу с несколькими, чего добиться оказывается существенно сложнее. Связи «работают» только по вертикали или горизонтали, диагональные не действительны.
Играя с детьми от 2-го класса, мы использовали существительные в именительном падеже, в качестве ограничений ставили запрет только на использование имен, географических названий (хотя для изучения географии можно, наоборот, поощрять их использование). Некоторые часто употребляемые уменьшительно-ласкательные формы (например, «мелок» вместо слова «мел», «мышка», вместо слова «мышь») и формы слов во множественном числе (латы-платы-палаты) для расширения возможностей игры было разрешено использовать.
При игре с младшими детьми стоит уменьшать размеры поля, ограничиваясь определенной цветной зоной.
В процессе игры используются ручки и карандаши разного цвета, чтобы облегчить подсчет очков и слов каждого конкретного игрока.
Качественная оценка образуемых слов
- Качественная оценка образуемых слов производится не во всех вариантах игры, но она показывает, кто из игроков пользуется более продуманной стратегией и не ищет самых простых путей, стремясь максимально разнообразить варианты слов и искать более оригинальные переходы.
- За размещение слова в разных цветовых зонах присуждается разное количество баллов: чем дальше от центра, тем больше баллов получает человек за одно слово.
- Это позволит стимулировать игроков к максимальному заполнению игрового поля, с целью добраться до наиболее «ценных» мест для размещения слов, выбирать стратегию своей игры, приводящей к максимальному результату.
- Дополнительные очки присуждаются игрокам за непрерывность цепочки превращения слов. При этом сама цепочка может загибаться в разных направлениях по вертикали и горизонтали, но не прерываться словами другого игрока.
- Здесь также важна стратегия размещения слов на игровом поле с учетом гипотез о возможных словах в цепочках противника и препятствии противнику в их выстраивании.
- При добавлении буквы количество очков увеличивается, а при удалении — сокращается. Сложность игры на словах с малым количеством букв (2-4 буквы) существенно отличается от использования более длинных слов (5 и более букв), поэтому более целесообразно учитывать количество букв в превращенном слове.
- Если игроку удается вставить слово на игровое поле таким образом, чтобы оно оказалось переходным для двух и более слов (смотри рисунок 1 и рисунок 2), образуя замкнутые цепочки, то это также дает игроку, осуществившему данный маневр дополнительные очки.
Слово «мушка» на рисунке 2 оказывается связано со всеми словами сверху, снизу, справа и слева от него, что максимально увеличивает количество очков за него.
Некоторые варианты правил игры
Вариант 1
Цель: заполнить все поле без пробелов
- Все слова вписываются последовательно в рядом стоящие клетки, без пробелов.
- Вариант игры подходит для одного или нескольких игроков, которые поочередно стремятся вписывать слова таким образом, чтобы не оставить ни одной пустой ячейки.
- Уровень сложности написанных слов может не учитываться и подсчет очков не ведется.
- В усложненных вариантах подсчет очков ведется и выстраивается рейтинг участников, в зависимости от их количества. Можно проводить турниры по заполнению игроками игрового поля с наибольшим количеством очков или для младших детей по количеству написанных слов.
- Турниры могут быть как с индивидуальным участием, так и по группам игроков, которые одновременно играют с одним словом на разных игровых полях ограниченное количество времени.
- Возможно, стоит использовать в качестве варианта разминки на уроках русского языка, когда ребята играют всем классом, соревнуясь друг с другом или в парах с соседом по парте.
Вариант 2
Цель: найти наиболее эффективный способ превратить одно слово в другое
- Этот вариант потребует от участников определенного опыта и понимания, какие слова принципиально возможно превратить в другие.
- Здесь каждый игрок играет на независимом игровом поле, занимаясь поиском вариантов превращения слов и выбирая из них наиболее оптимальные.
- Игра может проводиться на время или на поиск минимального количества ходов без ограничения времени.
- Иные способы подсчета очков могут не учитываться.
Вариант 3
Цель: заполнения словами игрового поля с включением в игру не одного стартового слова, а нескольких.
- На игровом поле пишутся не одно, а сразу несколько слов, от которых может строиться игра.
- Для младших детей это упрощает задачу, если это не накладывает на них обязательства связать все слова воедино в одну цепочку.
- Для более продвинутых игроков это условие позволяетусложнять игру и делать ее более азартной, так как становится необходимым связать воедино все слова на игровом поле, а у тех игроков, которые смогут связать в единую цепочку стартовые слова, появятся дополнительные очки, приближающие их к заслуженной победе.
Мы не ставим сейчас своей целью расписать все возможные правила игры, оставляя место для Вашего творчества.
Желаем удачи в творческом поиске!!!
На рисунке 3 мы привели пример одной из первых попыток заполнить большое игровое поле (11х15) целиком.
- Игра продолжалась около 1 часа
- Игроки — подростки 14-15 лет
- Подсчет очков не проводился
Не все слова в данном варианте игры оказались корректными, но попытка им удалась!
Внимание!!!
Антон Навернюк (один из авторов игры) разработал компьютерную версию этот игры, которая интересна тем, что она автоматически подсчитывает очки!
Если Вы становитесь нашим подписчиком и присылаете нам запрос (можно оставить его в комментариях к статье), мы вышлем Вам демонстрационную версию данной игры с игровым полем 5х5 и автоматическим подсчетом очков!
Все чаще мы говорим о проблемах современного образования и изменении глубинных концепций и подходов к обучению детей и подростков, развитию их мыслительной сферы, инновационного мышления.
Создание настольных развивающих игр, разработанных детьми, вовлекает в творческий процесс и других детей, которые не только с удовольствием играют в них сами, но и начинают придумывать свои собственные игры.
Наша игра уже понравилась большому количеству детей и взрослых, она увлекательна, познавательна и захватывает даже младших детей, которые не очень любят писать и заниматься русским языком.
Она позволит открыть им с новой стороны богатство нашего языка и пополнит их словарный запас.
Это отличная игра для семейного досуга!
Данная игра подходит также для использования в системе общего и дополнительного образования, с успехом может использоваться, как на уроках русского языка (в качестве разминки), так и для проведения конкурсов и соревнований как в начальной, так и в старшей школе.
Несмотря на то, что на рынке присутствуют достаточно большое количество словесных игр, они в большей степени охватывают два основных направления: игры, в которых необходимо составлять слова из определенных выпавших букв («Scrabble», «Эрудит», «Найди слово» и т.п.) и игры, в которых соревнуются в отгадывании слов, которые необходимо объяснять разными способами («Alias», «Activity», «Крокодил» и другие).
Существуют также большое количество словесных игр, которые представлены в виде устных игр или игр на бумаге (некоторые из них были реализованы в качестве компьютерных игр). Среди них самым близким аналогом является одна из разновидностей метаграмм, целью которой является последовательным изменением по одной букве, перейти от одного загаданного слова к другому в заданное число шагов.
В данной игре вводятся не только дополнительное правило с добавлением или удалением по одной букве, но и стратегическая составляющая для качественной оценки результатов игры, задействуется не просто цепочка слов, а целое поле, выстраиваются одновременно по несколько альтернативных вариантов превращения слов.