Перевод с английского
(с небольшими дополнениями):
Вера Навернюк
Если Вы рисуете какой-либо объект, всегда принимайте во внимание место положение источника света. Свет – это все для Вашего рисунка. Когда Вы рисуете, Вы на самом деле создаете иллюзию присутствия света на картинке. Чем лучше Вы сумеете передать эту иллюзию, тем более реалистичным будет Ваше изображение.
Чтобы нарисовать шар Вам понадобится совершить несколько простых действий. Начертите круг, добавьте тон, и вот он Ваш шар! Однако важно накладывать тон правильно. В результате на Вашем рисунке должно получиться несколько ярко выраженных зон: блик, или высветленная зона, промежуточный (средний) тон, тень объемной формы и отбрасываемая (падающая) тень.
- Блик имеет наименее насыщенный тон и представляет собой собственно ту зону объекта, куда направлен свет.
- Промежуточный тон обладает средней насыщенностью между бликом и тенью.
- Тень объемной формы – это зона наиболее удаленная от прямых лучей света, располагающаяся при этом на поверхности самом изображаемом объекте.
- Отбрасываемая тень, также является наиболее темным участком рисунка и представляет собой затемненную зону смежного объекта или поверхности, куда отбрасывается тень от изображаемого шара.
Сам процесс рисования шара таит в себе скрытый смысл. Научившись точно и безошибочно изображать сферу, Вы усвоите и то, как следует изображать формы вообще. Суть вопроса заключается в том, чтобы следить за источником света и понимать, как он воздействует на наше восприятие формы. Если Вы сможете изображать шар, значит, Вы будете достаточно опытным, чтобы изобразить любую другую форму любого другого объекта.
Старайтесь добиваться наиболее плавного перехода одного тона в другой в процессе изображения Вашей сферы.
Текст, сопровождающий видеоролик
Сегодня мы буде рисовать шар с помощью графический карандаша.
Для начала я рисую круг. Помните, круг это простая геометрическая фигура, в то время как шар – это объемная форма.
Когда мы пытаемся изобразить форму на плоском листе бумаги, мы на самом деле создаем лишь иллюзию формы. Я расскажу Вам, как сделать это, используя тон.
Итак, я нарисовал источник света в левом верхнем углу моего рисунка. Это позволит нам держать в голове то, откуда исходит свет.
И теперь, начиная с противоположной от источника света стороны моего шара, я буду накладывать тон. Эта часть сферы должна быть самой темной, однако небольшой участок здесь я по-прежнему оставляю светлым. Это связанно с тем, что свет, направленный на объект, падает также на все окружающие предметы, отражаясь от их поверхности. Так поверхность стола или любого другого объекта, на котором лежит шар, отражает свет от источника, слегка высветляя наиболее темную часть сферы.
Я начинаю постепенно добавлять тон вдоль стороны шара, полукруглыми движениями карандашом, что также позволяет мне развить и продемонстрировать форму шара. Вы также могли заметить в этом видео, что я не собираюсь использовать свой палец, чтобы размазать графит. Многие люди скажут, что Вам следует размыть изображение пальцем. Я же полагаю, что этого делать не стоит. Я убежден, что Вы можете добиться большего контроля над своим изображением, используя лишь кончик своего графитового карандаша, сильнее или наоборот слабее надавливая на него.
Еще одна вещь, которую я люблю делать, когда использую карандаш, это создавать наиболее гладкий переход тона. Иногда мне нравится думать об этом так, будто я делаю множество маленьких кружочков, а когда ты рисуешь эти кружочки, это делает переход тона немного более плавным. Так как сейчас это всего лишь видеоурок, я постараюсь быть достаточно краток. Я не стану делать поверхность шара на своем рисунке чрезмерно гладкой. Моя цель сейчас в первую очередь рассказать Вам, где должны располагаться тени, а где свет, блики и высветленные участки рисунка. Поэтому мне необходимо сейчас сделать тень объемной формы немного более темной. Переход тона от темного к более светлому действительно позволяет нам увидеть шар как объемную форму, а не плоский круг.
Теперь, я хотел бы добавить отбрасываемую тень на поверхность, находящуюся под шаром. Она вытягивается в длину с той стороны от шара, что удалена от света и выцветает по мере удаления от шара: наиболее темная прямо под сферой, и блеклая в стороне от нее.
Кроме того, есть некоторая общая терминология, характерная для обозначения светлых и темных зон изображаемого объекта.
Если Вы говорите о той части тени, что лежит за объектом, ее принято называть отбрасываемая (падающая) тень. Это такой участок, где свет не касается поверхности стола или чего бы то ни было, на чем лежит объект, так как объект, в данном случае шар, оказывается на пути следования света, преграждает его дорогу.
Противоположная падающей тени сторона называется бликом, то есть наиболее высветленной зоной. Это пространство куда «ударяет» свет, поэтому это самая светлая часть шара.
Данная часть, находящаяся прямо над отбрасываемой тенью с противоположной стороны от блика, называется тень объемной формы. Это такая тень, которая лежит на поверхности самого изображаемого объекта.
Кроме того имеется также промежуточный (средний) тон, который лежит между бликом и тенью объемной формы. Это и есть настоящий цвет изображаемого объекта.
Итак, теперь Вы может использовать блик, средний тон, тень объемной формы и падающую тень, в своих собственных рисунках.
Источник: http://thevirtualinstructor.com/howtodrawasphere.html