Мост — это сооружение, которое строят для обеспечения прохода через препятствие (например, водоем, долину или сложной дорогу), не блокируя при этом путь под ним.
Существует множество видов мостов, каждый из которых служит определенной цели и применим к различным ситуациям. Их конструкции различаются в зависимости от функции моста, материалов для его строительства и характера местности, где расположено сооружение.
1. Балочный мост
Балочный мост — самый простой и популярный вид мостов. Он состоит из крупных горизонтальных балок, которые перекрывают расстояние между опорами. Таких опор может быть две и балки образуют только один пролет или несколько. Тогда балки последовательно соединяют опоры, образуя два и более пролетов.
Самые ранние балочные мосты представляли собой простые бревна, перекинутые через ручьи. В наше время они варьируются от небольших деревянных до крупных стальных конструкций.
В основном балочные мосты используют на относительно коротких расстояниях, потому что они не имеют встроенных в конструкцию опор. При этом чем дальше друг от друга расставлены обычные опоры, тем слабее балочный мост. В результате они редко имеют длину больше 80 м.
2. Ферменный мост
Ферменный мост — это мост, несущая часть которого состоит из фермы. Последняя представляет собой конструкцию из соединенных элементов, образующих треугольные узлы. Соединенные элементы в ответ на динамические нагрузки могут испытывать напряжение от растяжения, сжатия или того и другого. Возможность по-разному распределять силы привела к большому разнообразию типов мостов с фермами.
Ферменные мосты являются одним из старейших типов современных мостов. Они довольно экономичны в строительстве благодаря эффективному использованию материалов. Чаще всего из фермы строят железнодорожные мосты.
3. Консольный мост
Консольный мост — это мост, построенный с использованием консолей. Последние представляют собой конструкции, которые горизонтально выступают в пространство и поддерживаются только на одном конце.
Для небольших пешеходных мостов консолями могут быть простые балки. Однако в больших консольных мостах, предназначенных для автомобильного или железнодорожного движения, используются фермы, построенные из конструкционной стали, или коробчатые балки из бетона.
4. Арочный мост
Арочный мост представляет собой мост с опорами на каждом конце в форме изогнутой арки. Такие мосты работают за счет частичного переноса веса моста и его нагрузок на горизонтальный распор, сдерживаемый опорами с обеих сторон. Так, например, виадук (длинный арочный мост) может состоять из целого ряда арок.
Простые мосты с одной аркой, как правило, пешеходные. Более сложные конструкции из нескольких арок могут использоваться в качестве автомобильных или железнодорожных мостов. В Древнем Риме конструкцию арочных мостов использовали для строительства акведуков.
5. Арочный мост с затяжкой
Арочные мосты с затяжкой отличаются от обычных арочных мостов. Основная нагрузка приходится на нижнюю часть конструкции с опорами, а в виде арки строится только верхняя часть моста. Это позволяет строить арочные мосты с менее прочным фундаментом и располагать их в местах с неустойчивым грунтом.
6. Висячий мост
Проезжая или пешеходная часть висячих мостов подвешена на гибких элементах (например, на тросах), которые выполняют функцию несущей конструкции. Самые ранние висячие мосты были сделаны из веревок или лоз, покрытых стеблями бамбука. В современных же мостах тросы свисают с опор, прикрепленных к кессонам (конструкциям для образования под водой рабочей камеры, свободной от жидкости) или коффердамам (ограждениям внутри водоема, позволяющим откачивать воду из замкнутого пространства), которые устанавливаются глубоко на дне озера, реки или моря.
7. Вантовый мост
Вантовые мосты похожи на висячие. Однако функцию основной несущей конструкции выполняет вантовая ферма, выполненная из прямолинейных стальных тросов. Ванты прикреплены к небольшим башням — пилонам. Это высокие стойки, которые монтируют непосредственно на опорах. Они идут прямо от башен к основной части моста, образуя веерообразный узор или серию параллельных линий.
8. Разводной мост
Разводной мост имеет подвижное пролетное строение, которое может разъединяться, чтобы обеспечить проход для лодок или барж. Его преимуществом является меньшая стоимость строительства из-за отсутствия высоких опор и длинных пролетов. Недостатком же является то, что движение по мосту останавливается, когда он открыт для движения по водному пути.