Анимация представляет собой создание последовательных рисованных, окрашенных или полученных с использованием других художественных методов изображений — которые в свою очередь изменяются с течением времени для изображения иллюзии движения. До изобретения кино, люди изображали движение в статическом искусстве уже в период палеолита. В 1-ом веке, несколько устройств успешно изображали движение в анимированных изображениях.


Стремление человека изобразить фигуры животных в движении можно увидеть еще в Палеолитической пещерной живописи, где их изображали с множеством ног, перекрывающих друг друга.

Другим примером является глиняный сосуд, обнаруженный в Иране (Шахри-Сухте) возраст которого оценивается в 5200 лет. На его стенках сделано 5 изображений козла в движении.

В египетской фреске, найденной в гробнице Khnumhotep которой около 4000 лет, имеется очень длинная чередь образов, по-видимому, изображавшая последовательность событий в борцовском матче.

Были заявления о том, что эти рисунки необходимо назвать первыми примерами анимации, однако, это не совсем корректно, так как в то время еще не было оборудования, способного показать эти рисунки в движении.

Уже в древних китайских записях содержится несколько упоминаний об устройстве, созданном Дин Хуаном, однако, несмотря на то, что все эти ранние примеры могут показаться похожими на серию анимационных рисунков, крайне низкая частота кадров и отсутствие оборудования для их демонстрации не позволяет называть их анимацией в полном смысле этого слова. Они лишь демонстрируют интерес к этой области, создавая основу для последующего развития данного направления искусства.

Волшебный фонарь

Волшебный фонарь является ранним предшественником современного проектора, а время его появление относится приблизительно в 1650 году.

Он состоял из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе размещён источник света: в XVII в. — свеча или лампада, позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата.

Источник света может быть усилен с помощью рефлектора (а позднее — и с помощью линзы). Часто снабжён кожухом для обеспечения циркуляции воздуха. Фонари, использующие в качестве источника света масляную лампу, снабжались дымоходом.

Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскуры, позднее в них стали применять линзы и объективы, по мере изобретения последних. Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств — диапроектора, эпидиаскопа, фотоувеличителя, кинопроектора и др.

А так он выглядел в разрезе:

Тауматроп

Около 1824 года появляется новая игрушка — тауматроп.

Тауматро́п (от др.-греч.θαῦμα — чудо и τροπή — вращение) — игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один. Была весьма популярна в 19 веке. Представляет собой небольшой диск с различными рисунками на каждой стороне.

Изобретение устройства часто приписывают сэру Джону Гершеллю, но Джон Айртон популяризировал его в 1824 году, когда продемонстрировал его в Королевском колледже врачей.

Фенакистископ и стробоскоп

Фенакистископ было ранним устройством для анимации. Он был изобретен в 1831 году, Жозефом Плато. Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его стробоскопом. Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие. Это создало иллюзию анимации.

Зоотроп 

Зоотро́п (от др.-греч.ζωή — жизнь, τροπή — вращение) — устройство изобретенное в 1834 году, конструкция которого основана на персистенции, способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения.

Изобретателем зоотропа является Уильям Джордж Горнер. Зоотроп является трансформацией фенакистископа Жозефа Плато. В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять, десять и более дюжин картинок, тогда как диски не могли вместить больше двух дюжин.

А в 1853 году австрийский изобретатель и генерал артиллерии барон фон Ухациус сконструировал первый кинопроектор — в него он встроил стеклянный диск и масляную лампу. В том же году с помощью этого прибора анимацию впервые спроецировали на экран.

Кинеограф (Флип книга)

Кине́ограф (Kineograph) — приспособление для создания анимированного изображения, состоящего из отдельных кадров, нанесённых на листы бумаги, сшитые в тетрадь. Зритель, перелистывая особым способом тетрадь, наблюдает эффект анимации. Кинеография является одной из форм мультипликации.

Название кинеограф запатентовано в 1868 году англичанином по имени Джон Бернс Линнет. В 1894 году пионер кинематографа Макс Складановски использует кинеограф для просмотра своих первых пробных съёмок.

В 1897 году англичанин Генри Уильям Шорт наладил массовое производство кинеографа под патентованным названием филиоскоп, снабдив его металлическим футляром и рычагом, облегчающим перелистывание страниц.

Праксиноскоп

Праксиноско́п (англ. praxinoscope) — оптический прибор, запатентованный Эмилем Рейно (фр. Emile Reynaud30 августа 1877 года. Для этого он объединил упомянутый выше волшебный фонарь и зоотроп — прибор для показа движущихся рисунков.

Прибор состоит из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров. На внутренней стороне цилиндра размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами. В центре цилиндра размещена зеркальная призма, число сторон которой соответствует числу миниатюр. Внутренний радиус призмы составляет половину радиуса цилиндра. При этом каждая миниатюра отражается в соответствующей грани призмы таким образом, что отклонение грани при вращении компенсирует смещение изображения, обеспечивая его неподвижность между сменами. За счёт такой оптической компенсации при вращении цилиндра возникает анимационный эффект плавного движения.

Специальный деревянный кожух со смотровым окном и декоративной панелью с изображёнными на ней театральными кулисами усиливает эффект и носит название «оптический театр».

30 августа, день, когда Эмиль Рейно запатентовал свой аппарат — праксиноскоп, и считается днём рождения мультипликации.

Рисованная мультипликация

Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников.

Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные и т. д. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

В 1900—1907 годах американец Джеймс Стюарт Блэктон снял коротенькие мультипликационные фильмы «Очарованный рисунок», «Комические фазы смешных лиц», «Отель с привидениями» и другие.

В Российской империи пионером мультипликации стал балетмейстер и режиссёр Александр Ширяев, который в период с 1906 по 1909 год создавал кукольную и рисованную анимацию. Ширяев устроил небольшой съёмочный павильон с электрическим освещением изнутри, где на миниатюрной сцене, имитирующей театральные кулисы, создавал анимационные фильмы-балеты. В своих работах Ширяев стремился передать хореографию, движение и плавность балета. Для съёмки «Пьеро и Коломбины» он нарисовал более 7500 изображений.

В 1908 году французский аниматор Эмиль Коль выпустил первый европейский мультфильм под названием «Фантасмагория». Именно у него впервые появились сюжет и герой с выраженным характером.

Следующим великим аниматором США стал художник-карикатурист Уинзор Маккей, оказавший большое влияние на развитие комиксов и мультипликации. Самая известная его работа — «Динозавр Герти» 1914 года. В мультфильме впервые использовали анимацию по ключевым кадрам. Это технология, которая заключается в том, что художники сначала создают основные рисунки, а затем добавляют промежуточные фазы. В честь Маккея в 1972 году учредили премию, которая вручается за вклад в индустрию мультипликации.

Источники: