Авторы проекта:
Коржебин Тимофей (5 «А» класс)
Чуркин Владимир (5 «А» класс)
Навернюк Анастасия (7 «В» класс)
Коновалов Лев (5 «Г» класс)
Захарова Анна (5 «Г» класс)
Руководители и соавторы проекта:
Навернюк А.Ю.
Навернюк В.М.
©, 2013 г.,
мастерская «Фантазеры»,
ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Этот мультфильм создавали ребята из мастерской «Фантазеры» ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово» г. Москвы. Часть из этих детей обучается по экспериментальной программе (Югановой Ф.С.), а мультфильм является одним из вариантов творческой межсессионной работы по литературе для 5-ых классов, посвященной волшебным народным сказкам, понятию инварианта и многому другому.
Для того, чтобы Вам было проще понять мультфильм и разглядеть приведенные в нем схемы, познакомьтесь, пожалуйста, с нашими комментариями, расположенными в этой статье сразу после мультфильма.
- Инвариант (фольклористика) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82) — неизменяемая часть сюжета фольклорного произведения (в данном случае, народной волшебной сказки), которая характерна для всего сюжетного типа. Инварианту противостоит вариант.
- Для инварианта волшебной народной сказки характерен неопределенный хронотоп. Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат», то есть в волшебной народной сказке время и место действия неопределено.
- Главный герой волшебной народной сказки — всегда человек, который живет в семье, в реальном мире!!!
- Возраст главного героя. Герой должен быть молод.
- Герой может быть мужчиной или женщиной, у которых вдруг нарушается естественный ход событий, возникает некая Проблема, которую те должны решить.
- Для ее решения Герой вынужден покинуть родительский дом и отправиться в некое путешествие, в путь.
- Герой находит Волшебный Портал перед входом в волшебный мир.
- С помощью Портала Герой попадает в Волшебный Мир.
- Волшебный Мир ≈ Мир Предков.
Волшебный мир
Мир мертвых
- В Волшебном Мире Герой встречает Волшебного Помощника, который может быть либо представителем животного мира (Тотемное животное), либо человеком пожилого возраста (Предком, обладающим волшебной силой).
- Если Герой правильно ведет себя с Волшебным Помощником, он получает от него Волшебный Предмет, который помогает ему достойно пройти Испытания.
- Герой преодолевает трудности, побеждает своих врагов. Мужчины и женщины проходят разные испытания.
- Преодолев Испытания, приобретя Опыт и повзрослев, Герои возвращаются в Реальный Мир. В схеме, по мере приобретения опыта, герои меняют цвет.
- Сказка заканчивается Свадебным Пиром, восстановлением мира и т.п.
- У них рождаются дети (тоже неопытные), они подрастают, и история повторяется (но это уже ДРУГАЯ СКАЗКА!)
- С точки зрения В.Я. Проппа, волшебная народная сказка — описание прохождения обряда Инициации.
Более подробно познакомиться с подходом к обучению ребят литературе в формате Образовательных сессий Вы можете здесь:
Особенности структуры волшебной сказки, автор Фрида Семеновна Юганова.
Также Вы можете познакомиться со следующими творческими проектами ребят по данной теме:
Юганова Полина «Сумерки Незаметные, Вечер Звёздный да Ночь Тёмная» (сказка)
«Драконья дочь» — волшебная сказка Софьи Котуховой
Примеры других творческих проектов ребят и более подробная статья о том, что представляет из себя программа обучения, будут размещены на нашем сайте несколько позже.