Еще одна из наиболее любимых игр на бумаге называется «Точки», хотя я встречала и другие названия, например, «Феодалы», «Города» или «Фазенда». В английской версии игра носит название «Dots», в польской — «Kropki», а в чешской — «židi», что переводится как «евреи».

По данным Википедии — эта игра появилась, как адаптация игры «Го» к игре на бумаге. Данный процесс проходил стихийно и не имел единого центра, что подтверждается обилием вариаций новой игры и практически одномоментным её широким распространением. В процессе первоначальной адаптации и последующей самостоятельной эволюции игры сформировались специфические правила и приёмы, серьёзно отличающиеся от исходных, поэтому говорить о тождественности «Точек» и «Го» в настоящее время уже не приходится.

Основные правила игры

«То́чки» — логическая игра для двух человек от 6 лет и старше, сочетающая применение стратегического мышления с тактическим перебором вариантов.

Игра ведётся на плоском игровом поле, расчерченном на клетки одинакового размера, оптимально подходит тетрадный лист в клетку. Игроки использую ручки, фломастеры или цветные карандаши двух разных цветов для обозначения своих ходов и владений.

В процессе игры игроки ставят по очереди на перекрестии линий точки своего цвета.

Цель игры — максимально расширить свои владения и захватить в плен как можно больше точек соперника, посредством замыкания вокруг них непрерывной цепи своих точек.

Игра может начинаться с пустого поля или с начального скреста.

  • В первом случае точек на поле нет, и оба игрока делают ходы в любые пункты (иногда место для постановки первой точки каждого игрока ограничивают некоторой областью вокруг центра поля).
  • Во втором случае игроки начинают партию со стартовой фигуры — скреста, который состоит из равного количества точек обоих цветов. Скресты бывают разной формы и обычно располагаются в центре поля.

Подсчёт очков

По окончании игры производится подсчёт окружённых точек. Победителем считается игрок, захвативший хотя бы на одну точку больше, чем соперник. При равенстве по этому показателю объявляется ничья.

Дополнительные правила (по материалам Википедии)

Заземление

Заземление — это ситуация, при которой один из игроков, получив перевес по количеству окружённых точек, расположил свои точки (группы точек) таким образом и в такой конфигурации, что их стало невозможно окружить даже теоретически из-за ограниченного размера поля. В этот момент он получает право прекратить игру и досрочно стать победителем.

Немедленный выигрыш

До игры может быть установлен перевес по точкам, при достижении которого одним из соперников партия завершается его победой.

Вариации правил (по материалам Википедии)

Игра на территорию

Наиболее популярна в Польше, поэтому данную разновидность точек иногда называют игрой по «польским» правилам, противопоставляя их правилам «русским». Отличия связаны с механизмом окружения и способом досрочного завершения игры. Во-первых, замкнув цепь окружения, игрок получает выбор: либо немедленно закрасить получившуюся область окружения, либо отложить закрашивание. Во-вторых, для досрочного завершения игры необходимо обоюдное согласие игроков, и заключается оно не в заземлении, а в подсчёте очков. Причём при подсчёте учитывается не только количество окружённых точек соперника, но и количество пустых пунктов, находящихся в домиках и сохранённых до подсчёта отложенных окружениях (1 очко за точку и 0,5 очка за пункт). Если кто-то из игроков не согласен на подсчёт, игра ведётся до заполнения поля.

Игра с дополнительным ходом

В игре с дополнительным ходом игрок, окруживший одну или несколько точек соперника, получает право сразу после этого окружения сделать ход вне очереди.

Произвольное окружение

Существует вариант правил, в котором при наличии нескольких равнозначных траекторий цепи окружения игрок может выбрать любую, включая ту, протяжённость которой максимальна.

Домики

Домики при замыкании цепи могут закрашиваться так же, как и области окружения, при этом пространство поля внутри них выключается из игры.

Подсчёт очков

Имеется разновидность игры, при которой единожды окружённые точки соперника идут в зачёт игроку даже в том случае, если соответствующая область окружения была затем окружена соперником.

Командная игра

Вариант, при котором за одну сторону может играть два и более игрока. Ходы чередуются как между сторонами, так и между игроками одной стороны. Предполагается, что игроки, играющие за одну сторону, не могут советоваться друг с другом.