Автор статьи: Лилит Мазикина
Среди пяти главных скандинавских сказочников — Линдгрен, Андерсен, Вестли, Янссен, Лагерлёф — Вестли стоит наособицу. Каждая её книга меняла взгляд маленьких и больших читателей на людей, которых было принято высмеивать. И самые знаменитые из них — серия повестей о семье с восемью детьми, которую кормит папин грузовик.
Нет людей, которых надо презирать; есть разные обстоятельства
В развлекательной детской литературе середины двадцатого века не так часто поднимались социальные темы. Писатели предпочитали брать обычных девчонок и мальчишек — чтобы читателю было легко себя ассоциировать с главными героями. В соцлагере вопроса социального отчуждения детей не той национальности или не того состояния здоровья касалась венгерка Мария Халаши. В западном мире это делала Анне-Катарина Вестли.
Мама на работе, папа на хозяйстве — это смешно или это немного другие вызовы и ситуации, чем те, с которыми сталкиваются в более традиционных семьях? Многодетная семья и её быт — это неприлично или повод задуматься, какие могут быть решения в условиях, которые для многодетной семьи окажутся сложнее, чем для обычной? Деревенские жизнь и происхождение, бедность, безработица — это не повод для назиданий, это необычный опыт, про который интересно читать, привыкая и понимая, что даже очень отличные от нас люди всё равно, по большому счёту, такие же, как мы.
Тот, кто в детстве не переживал за восьмерых детей и их таксу по прозвищу Самоварная Труба, потерял немало. Книгами Вестли наслаждается ребятня по всему миру, они переведены на шестнадцать языков.
Как вырастают знаменитости
У аптекаря Менца Шулерюда и его жены, школьной учительницы Огот, сын Менц и дочь Анне-Катарина родились под какими-то особыми звёздами. Все привыкли, если дети знаменитостей сами тоже становятся знаменитостями, но из обычных семей обычно добивается славы только один ребёнок (и то не всегда). Менц и Анне-Катарина прославились оба, и оба — стали писателями. Поскольку отец гуманитарными науками интересовался мало, остаётся предположить, что любовь к слову была вложена в детей матерью.
Если начинать биографию Анне-Катарины так, словно это — детская сказка, то однажды, в 1920 году, в холодной и прекрасной стране Норвегии родилась девочка. Она ходила в школу, играла с другими детьми и легко придумывала истории. Девочка выросла а девушку, закончила сначала школу, потом колледж искусств в Лиллехаммере (том самом, о котором снят сериал), а потом переехала с матерью в столицу, чтобы поступить в Университет Осло. Отец к тому времени уже умер.
На Анне-Катарину всегда сильно влиял старший брат. Он любил театр — и Анне-Катарина тоже любила. Когда училась в университете, параллельно участвовала в любительских спектаклях как актриса. Он работал на радио — и предложение тоже попробовать себя на радио Анне-Катарина приняла с энтузиазмом. На радио она вела детские передачи.
Но сначала был непростой для Норвегии период. Когда будущая писательница только стала студенткой университета, страну оккупировали гитлеровские войска. Германия вторглась в Норвегию под лозунгом того, что собирается защитить своих арийских собратьев от агрессии Великобритании и Франции. Норвежцы такой доброты не оценили и сопротивлялись отчаянно. Увы, но лучшее вооружение они потеряли в первые же сутки войны, и меньше, чем через месяц, страна была захвачена.
Этого месяца хватило, чтобы норвежское правительство, включая королевскую семью, эвакуировалось из Осло и сформировало правительство в изгнании. Оно руководило сопротивлением, которое теперь было исключительно добровольческим — и очень активным. Одни норвежцы брались за оружие, другие — поставляли партизанам всё необходимое, третьи совершали акты гражданского неповиновения в городах, включая вводы студентов на улицы. Возможно, Анне-Катарина и Менц тоже проявляли активность в Сопротивлении. Обстановка, в любом случае, была напряжённой, хотя в это почти невозможно поверить, читая безмятежные истории для детей от Анне-Катарины.
Из рассказчицы — в писательницы
В 1946 году Менц пригласил сестру на Норвежское радио, а в 1951 году начальство, оценив её талант как рассказчицы, предложило Анне-Катарине рассказывать свои истории в отдельной передаче. Из этих историй потом выросли многие её повести. В 1963 году Анне-Катарина стала актрисой в популярном комедийном телесериале для детей.
Первая книга писательницы, вышедшая в это время, была совершенно «малышовой». Последовавшая за ней серия о девочке Авроре из корпуса «Ц», чья мама работает, а папа сидит с детьми дома (но вообще-то тоже работает — удалённо) наделала больше шуму: она кидала вызов стереотипам о том, как должна выглядеть счастливая семья, и по-новому подавала вопрос мам-карьеристок и домашних пап, которых принято было немного осуждать.
Семья самой Анне-Катарины была именно такой. Она была ещё никому не известной фантазёркой, начинающей радиоведущий, всего лишь младшей сестрой Менца Шулерюда, когда её встретил художник Юхан Вестли, парень на три года её младше. Они поженились. Анне-Катарина родила сына по имени Ю, просто Ю (или Ё, как пожелаете), а через девять лет ещё одного, Хакона. Как ведущая, она проводила много времени на работе. Йохан отлично рисовал и дома, так что с кем будут дети, вопрос не вставал.
Когда Анне-Катарина написала свою первую книгу, Йохан нарисовал к ней иллюстрации. А потом ко второй и к третьей. Он рисовал иллюстрации к каждой книге жены до самой своей смерти — а этих книг было пятьдесят шесть! Многодетное семейство с бабушкой, таксой и грузовиком знакомо многим российским читателям именно по его иллюстрациям. За саму серию книг Анне-Катарина получила несколько литературных наград, а за свой вклад в культуру страны — королевский орден Святого Олафа.
В семидесятых историю папы, мамы, восьми детей и грузовика экранизировали, сняв два телесериала. В обоих Анне-Катарина сыграла роль той самой пугливой и бесстрашной, наивной и находчивой бабушки, и, вероятно, лучшей исполнительницы этой роли было не найти.
Анне-Катарина прожила долгую, счастливую жизнь, и почти пятьдесят лет — с нежно любимым мужем. Он умер в свои семьдесят, её семьдесят три. Возможно, горе сделало писательницу немного язвительнее. В начале нулевых она издала книгу социальной сатиры для взрослых.
Ю Вестли стал театральным и телережиссёром, Хакон — кларнетистом в Ставангерском симфоническом оркестре. Книги своей мамы они всегда обожали.
В 2006 у писательницы обнаружили болезнь Альцгеймера, которая развилась вплоть до потери речи. Этой болезнью, к сожалению, страдали в её семье многие. Как и бабушка из книги, последние годы жизни Анне-Катарина провела в доме престарелых. Дети и внуки навещали её регулярно. В 2008 любимой сказочницы норвежцев не стало.
Ю и Хакон несут гроб матери.
По счастью, Вестли никогда не доставалось, как Астрид Линдгрен, обвинений в пропаганде суицида, неуважении к отцам и других грехах.
Источник статьи: https://kulturologia.ru/blogs/050518/38846/